Замначальника департамента имущественных отношений Минобороны России Александр Горшколепов арестован по подозрению в получении взяток. Об этом во вторник сообщает "Коммерсант". Горшколепову, который находится в СИЗО "Лефортово", инкриминируется восемь эпизодов получения взяток в особо крупном размере. СМИ напоминают, что Горшколепов, пришедший в Минобороны в 2012 году, публично назвал всех чиновников, работавших под руководством бывшей начальницы департамента Евгении Васильевой, "коррупционерами" и пообещал навести порядок.
Александр Горшколепов арестован до 3 мая. По версии следователей, он приобретал для сотрудников Минобороны дизайнерскую мебель и бытовую технику, а также за взятки устраивал людей на должности в структуры Минобороны. "Он занимался вопросами, связанными с реформированием организации "Оборонсервис". Однако его арест не связан с тем, за что судят экс-главу Департамента имущественных отношений Евгению Васильеву", сообщили ИТАР-ТАСС "источники, близкие к следствию".
Арест Александра Горшколепова – первый коррупционный скандал в военном ведомстве после того, как его главой стал Сергей Шойгу. В аресте Горшколепова участвовали, помимо следователей, военные контрразведчики и спецназ. Арестованный, как пишет "Коммерсант", уже дал признательные показания.
Александр Горшколепов попал в поле зрения правоохранителей после проверки ОАО "Агропром" – дочерней структуры "Оборонсервиса", куратором которой он являлся. Общая сумма ущерба по статье о злоупотреблении должностными полномочиями оценивается в 16,6 миллионов рублей.
Работа в Департаменте имущественных отношений чрезвычайно опасна для чиновников, полагает военный обозреватель Александр Гольц:
– Это как в известной репризе Михаила Жванецкого – что-то не так с консерваторией, когда всех выпускников сажают. Если серьезно, процедуры управления военным имуществом таковы, что они изначально предполагают коррупцию. Потому что они содержат главный элемент, который обеспечивает быстрое и уверенное размножение коррупционных связей, – полную закрытость от общественного контроля. Никто ничего не знает про имущество Министерства обороны, про контракты, которые заключает Минобороны, про то, как там отчитываются о выполнении этих контрактов, и так далее. Понятно, что это замечательная среда для всего спектра злоупотреблений.
– Насколько важен для Минобороны Департамент имущественных отношений? И влияют ли эти коррупционные скандалы на имидж военного ведомства?
Процедуры управления военным имуществом изначально предполагают коррупцию
– Министерство обороны, которое получило в наследство собственность советского Минобороны, обладает избыточным имуществом, которое, с одной стороны, стоит денег, и хотелось бы его продать подороже. С другой стороны, его содержание обходится тоже в немалые деньги. Вспомним те же военные городки. И поэтому не исключены ситуации, когда дешевле продать за 1 рубль, чем содержать что-то долгие годы. Но в условиях абсолютного отсутствия гражданского контроля и общественного поиска альтернативных решений любое решение менеджера может быть представлено как коррупционное. Даже если допустить, что оно таковым не является. Что касается имиджа Министерства обороны – да, конечно, этот скандал может несколько повредить имиджу. Но если мы говорим об имидже Сергея Шойгу, то он вполне себе тефлоновый и выдержит не один такой скандал. Можно вспомнить коррупционные скандалы в МЧС, которые, однако, на восприятие Шойгу в глазах российских граждан не повлияли нисколько.
Руководитель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов предположил, что арест Александра Горшколепова инициирован Сергеем Шойгу, который пытается очистить ведомство от коррупционеров:
Бизнес так легко не кончается – убрали Васильеву, и бизнес ушел...
– Я думаю, что это все проходило с ведома министра. Я уверен, что Сергей Шойгу в этом заинтересован, и наказание людей, которые участвуют в коррупционной деятельности, – это его стратегия. Такую фамилию, как Горшколепов, я в его окружении не слышал. Возможно, его арест как-то связан с делом Евгении Васильевой – это влияние в департаменте, какие-то старые отношения, связи... Бизнес так легко не кончается – мол, убрали Васильеву, и бизнес ушел, – считает Кирилл Кабанов.
Вице-президент международной организации Transparency International Елена Панфилова считает, что дело Александра Горшколепова – это показательный процесс, лишь имитирующий борьбу с коррупцией:
– Я скажу, наверное, резко, но людей, которых можно было бы таким бурным образом задерживать, что в Москве, что в регионах России, наверное, сотни. Просто кому-то везет, кому-то не везет, кто-то переходит границу условно дозволенного, кто-то не переходит. Самое печальное в истории с Горшколеповым – это то, что, когда в свое время разразился коррупционный скандал в Министерстве обороны, я имею в виду дело Васильевой – Сердюкова, мы постоянно об этом говорили – не так важно, кого арестовали, не так важно, кого и на сколько посадят, не так важно, сколько там колец, квартир, золотых унитазов у кого нашли. Куда важнее по результатам всего этого расследования было обнаружить наиболее коррупционноемкие должности, те дырки в управлении имуществом, средствами, финансовыми ресурсами, которые позволяют тем или иным людям в конечном итоге заканчивать свой рабочий путь подобным образом – с арестами, обысками, захватами и так далее. Судя по всему, нас не услышали. По-прежнему акцент делается не на предотвращении преступления, а на преследовании.
Никаких уроков по предотвращению коррупционных злоупотреблений не извлечено
К моему величайшему сожалению, никаких уроков по построению реально действующей системы по предотвращению коррупционных злоупотреблений, по созданию карты коррупционных рисков не было извлечено. Что означает, что через год-два мы с вами снова будем на эту тему говорить, и опять все это будет вызывать вопросы, не показательный ли это процесс. Мне кажется, здесь нет никакого заговора, за исключением того, если вдруг господин Горшколепов решит рассказать, что он не один такой, что на самом деле существует целая система и что это не его однократно черт попутал, а существуют некие негласные правила и договоренности, касающиеся управления имуществом. Вот тогда все станет значительно интереснее. Но что-то мне подсказывает, что ничего такого он делать не будет, – считает Елена Панфилова.
Александр Горшколепов родился 10 мая 1979 года. Получил юридическое образование. С 2000 года занимал различные должности в органах муниципальной и государственной власти. С 2012 года – референт, с 2013 года – заместитель директора департамента имущественных отношений Минобороны РФ. В 2013-2014 годах в качестве представителя министерства входил в советы директоров более 100 различных компаний и предприятий, в том числе ОАО "Оборонсервис", ОАО "Воентелеком", ОАО "Оборонэнергосбыт", ОАО "Спецтехника", телерадиокомпании "Звезда".
Экс-глава департамента имущественных отношений российского Минобороны Евгения Васильева обвиняется по делу "Оборонсервиса" в продаже ведомственных объектов по заниженной стоимости и хищении более трех миллиардов рублей. На прошлой неделе она начала давать показания в суде. Васильева утверждает, что невиновна. Продавая недвижимость военного ведомства по заниженной цене (как считает следствие), она якобы действовала в интересах государства. Комментируя дело "Оборонсервиса", представитель СК Владимир Маркин допустил, что среди его фигурантов может вновь "всплыть" имя бывшего министра ведомства Анатолия Сердюкова.