Житель города Полесск под Калининградом Юрий Жуков каждый день наблюдает, как гибнет его родная река Дейма. Когда-то красивая и богатая рыбой, сегодня она имеет скверный вид и ужасно пахнет.
– В Дейму рыба уже не заходит на нерест. Полный кошмар, мы не знаем, что делать. Нашим бизнесменам все до лампочки, им здесь не жить. А мы здесь живем, и дети, и внуки, что им оставим? — говорит Жуков.
По словам местного депутата Евгения Лабудина, причина бедствия — бесконтрольные промышленные сбросы предприятий. Ни депутатские расследования, ни пикеты, ни письмо Путину результатов не дали. Местные власти отвечают: несанкционированных сбросов нет, а в самом городе работают очистные сооружения. И демонстрируют трубу, откуда вытекают уже очищенные стоки.
— Это секрет Полишинеля, весь город это знает — рассказывает Евгений Лабудин. — Когда идут проверки, они сбрасывают туда чистую водопроводную воду. А в 70 метрах находится другая труба, откуда идет сброс фекалий. На улице Заводской недавно была утечка из этой трубы, погибли деревья, попали поросята в эту яму, так поросят еле отмыли потом.
Эксперты антикоррупционного центра "Трансперенси Интернешнл Россия" совместно с экологами провели рейд по работающим очистным сооружениям. В Полесске они тоже наткнулись на "официальную" трубу с чистой водой. Но чуть дальше нашли и "неофициальную". "Пробы из нее показали: содержание нефтепродуктов в уже очищенных сбросах превышает норму в тысячу раз" — рассказал эксперт центра Роман Романовский.В Балтийске ядовитые сбросы текут в море прямо по городскому пляжу. А в Гусеве превышение допустимого содержания в воде нефтепродуктов после "очистки" самое ужасающее — почти четыре тысячи раз, — рассказывает эксперт.— Интересно, что строить станцию здесь начинал нынешний губернатор Николай Цуканов, на тот момент глава Гусева. Часть средств на строительство — 3 млн. евро из 6,5 млн. — предоставил Евросоюз. Кто будет сегодня нести ответственность за экологический ущерб от такой "очистки", будет решать прокуратура. Ведь ущерб имеет вполне конкретное рублевое выражение — полмиллиарда рублей в день, заявил глава отделения "Трансперенси Интернешнл" в Калининграде" Илья Шуманов.
Почему станции работают, скорее, как наносы для перекачки фекалий в море, еще предстоит разбираться. Возможно, виной тому неправильная эксплуатация или огрехи при строительстве. Но уже сейчас невооруженным глазом видны факты коррупции. Почти везде — затягивания сроков строительства. В Полесске за это время со станции исчезло дорогостоящее оборудование. В Багратионовске власти продублировали работы в нескольких контрактах, что, по данным облпрокуратуры, принесло бюджету ущерб в 8,9 млн руб.
— Ситуация с вводом очистных на территории Калининградской области просто безобразная, отсутствует контроль со стороны органов государственной власти, местного самоуправления — говорит депутат областной думы от партии "Гражданская платформа" Соломон Гинзбург — Есть чисто коррупционная составляющая, материальная заинтересованность, связанная с нецелевым использованием этих средств, срывом подрядов. Федеральная власть должна сказать свое слово.
По мнению депутата, можно найти факты коррупции и в истории с очистными сооружениями самого Калининграда. Их региональные власти не могут достроить уже шесть лет, хотя и тут вложены деньги европейцев — на приобретение оборудования Швеция выделила 105,2 млн. шведских крон, еще 6,5 млн. евро и 30,4 млн. руб. направил ЕБРР. Пока власти судятся с подрядчиком, европейцы уже заявили: если к осени 2015 года очистные не будут запущены, они расторгнут контракт. И тогда заканчивать строительство России придется самостоятельно.