Математик Анатолий Вершик, доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Санкт-Петербургского отделения Математического института имени В.А. Стеклова, выступил с идеей создания общественной комиссии по расследованию обстоятельств убийства Бориса Немцова.
В письме, переданном в редакцию Радио Свобода, Вершик пишет:
"Инициировать создание такой Комиссии может Конгресс интеллигенции или еще какие-нибудь объединения – но не политические партии и не общественные комитеты при правительстве и президенте. В Комиссию должны войти высокоавторитетные специалисты в области юриспруденции, права, медицины, криминалисты, и, может быть, ряд ученых, деятелей культуры, литературы и журналисты, не связанные с какими бы то ни было официальными организациями и политическими партиями. Эта Комиссия должна будет сообщать и публиковать свои текущие материалы и дать, насколько это возможно, окончательные выводы в обозримые сроки. Такие выводы могут быть и предположительными, но хорошо обоснованными.
Никакого законодательного характера, разумеется, заключения Комиссии иметь не будут. Однако должна быть высокая степень доверия общественности к ее работе. Своей деятельностью Комиссия будет оказывать косвенное давление на официальное расследование. Иначе можно смело предположить – по опыту многочисленных подобных расследований, что и расследование убийства Немцова не будет доведено до конца или же закончится полуправдой и умолчаниями.
То, что истинная картина преступления может быть полностью установлена, – в этом нет сомнений, сомнения могут быть только в том, захочет ли власть эту истину сказать людям. Но невозможно представить себе, что уважающая себя часть общества будет опять в очередной раз робко ждать лживых ответов на свои вопросы или проглотит презрительное и глухое молчание власти по поводу убийства, совершенно вопиющего по своим цинизму и наглости".
Анатолий Вершик ответил на вопросы Радио Свобода:
– Я считаю, что какая-то общественная комиссия должна разобраться в характере преступления и объяснить людям свою точку зрения на то, что произошло. Мне кажется, что это должно быть сделано в высшей степени профессионально и объективно. К сожалению, многие, можно сказать, знаковые убийства в России так и остались нерасследованными. Более того, нет никакой общественной реакции на них и на то, что они остались фактически безнаказанными. Я очень боюсь, что и в случае с убийством Бориса Немцова – в этом важнейшем для нашей истории случае – может произойти то же самое. Мне кажется, должна быть сформирована объективная, совершенно независимая от власти, политических партий группа специалистов. Я уверен, что в России много таких специалистов.
– Вы верите, что в сегодняшней России, с особенностями ее политической системы и торжеством пропаганды, работа такой независимой комиссии может быть продуктивной?
– Не знаю, но надеюсь, что да. Такая комиссия не должна совершать никаких революционных действий, она должна просто заниматься делом об убийстве Бориса Немцова. Именно это необходимо, потому что кризис доверия к тому, что делает в России власть, огромен! Власть это понимает, хотя об этом не говорит. Все, что мы видим на экранах телевизоров, насквозь пропитано пропагандой, лживыми и грубыми попытками объяснить то, что происходит в стране и за ее пределами. Это – оболванивание народа. У большой части общества нет доверия к СМИ. А вот такая комиссия должна завоевать доверие своими выводами.
– Власть сама же и занимается пропагандой. Вы думаете, что она будет способствовать работе такой комиссии?
– Мне не кажется, что от власти в данном случае что-то требуется. Мне трудно говорить о деталях, потому что я не специалист в этих вопросах. Но я верю в то, что специалисты знают, как добывать данные. Не обязательно просить помощи. С другой стороны, мне кажется, что комиссия могла бы быть вполне лояльной к власти, но настаивать на своем мнении.
– Кто, например, мог бы и должен был бы, по вашему мнению, войти в состав такой комиссии?
– Например, я только что познакомился с мнением Генри Резника. Судя по его выступлению, он идеальный кандидат, разумный человек, который не связан ни с какими, как мне кажется, вовлеченными в политику мнениями. Более того, он пользуется в обществе доверием. Во всяком случае, люди для создания такой комиссии в стране, безусловно, есть. Я абсолютно в этом убежден – среди адвокатов и других людей.
– Вам кажется, что убийство Немцова политическое?
– В этом нет ни малейшего сомнения. Конечно, никаких бытовых, хозяйственных и прочих поводов для совершения этого преступления я не вижу.
– Вы сказали: одна из причин, по которой вы выступаете с таким предложением о создании комиссии по расследованию убийства Немцова, – то обстоятельство, что в России остаются нераскрытыми политически мотивированные убийства. Такие преступления, действительно, происходят с интервалами в несколько лет – упомяну об убийстве Анны Политковской или Станислава Маркелова. С чем вы связываете то, что зачастую не находят если не исполнителей, то заказчиков таких убийств?
Правда, по-видимому, затрагивает интересы очень важных для власти людей
– Я бы начал этот перечень с имени Александра Меня, упомянул бы также Галину Старовойтову, Юрия Щекочихина... Трудно поверить, что даже по таким старым делам у следственных органов нет необходимого материала, чтобы вынести какое-то убеждающее общественность решение. Чем это объяснить? Нетрудно догадаться: действительно, истина, по-видимому, затрагивает интересы персон очень важных для власти. Конечно, я очень хорошо представляю себе ответ на мое обвинение судебных органов: мол, допустим, убийство Джона Кеннеди тоже до конца не расследовано. Это правда, но: ну и что? Мы, во-первых, по количеству такого рода нераскрытых преступлений занимаем едва ли не первое место среди цивилизованных стран. А потом, незачем на кого-то ссылаться, нужно заниматься своими проблемами.
– Вы сказали о том, что одна из причин, по которым необходима работа независимой комиссии, – кризис доверия к власти. В чем, по-вашему, состоит главная причина этого кризиса?
– Дело в том, что адекватных объяснений происходящего – во всяком случае, удовлетворяющих достаточно мыслящих, интеллигентных людей, – власть дать не в состоянии. Я совершенно не хочу пускаться сейчас в рассуждения по этому поводу, мы с вами говорим о конкретном вопросе. Но, скажем, политика и действия России в отношении Украины остаются необъяснимыми для многих людей. Я даже думаю, что для гораздо большего числа людей, чем те 15%, которые получаются, если из 100 вычесть 85. Уверен, что значительно большее число людей не понимает – зачем нам ссориться с Западом, зачем нам проводить совершенно враждебную линию по отношению ко многим бывшим друзьям, – сказал в интервью Радио Свобода петербургский ученый Анатолий Вершик.
Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"