Ссылки для упрощенного доступа

Декс: саксофонист, композитор, франт, красавец, нарком и киноактер


Декстер Гордон
Декстер Гордон

Декс принадлежал к поколению, которое наступало на пятки Диззи, Монку, Пауэлу и Птице. Эти молодые коты обещали занять большую часть сцены и из бибопа быстренько соорудить хард-боп.

Отец присылал деньги регулярно. Точнее на счету все эти первые месяцы была одна и та же сумма. За учебу платил он же. Папаша - известный зубной врач. Тётка Виктория говорила, что стабильно зарабатывают лишь гинекологи и дантисты. Он накинул на плечи пиджак, взглянул в зеркало, сделал любимый жест: два коротких удара левой и тяжелый с переносом веса с ноги на ногу – правой. Ухмыльнулся. Он был настолько молод, что от ударов в пустом воздухе гостиницы зашуршал воздух.

Добрый…, что у вас день? Вечер? Ночь? Поклон из города, где начинает цвести японская вишня, она же - сакура. В эфире еженедельное «Время Джаза», которое вполне прилично слышно на коротких волнах «Свободы» и более чем прилично с нашего сайта www.svooda.org. У микрофона марки sennheiser и в наушниках PXC 450 с шумоподавителем – ваш ДС.

Somethin' Else – 8:05 (Miles Davis – Platinum – Blue Note)

«Кое что иное» - композиция Майлза Дейвиса. Майлз – труба и лидер; первый квинтет Майлза, но первенство отдано Кэннонболлу Эддерли – альт-саксофон; Хэнк Джоунс – рояль; Сэм Джоунс – контрабас и уже вполне безумный Арт Блейки – ударные. 9 марта 58 года. Руди ван, вестимо…

Я обещал начать с Декса, с Декстера Гордона. Но это невозможно сделать без Майлза. В свое время я перевел прямо с листа отрывок из автобиографии Дейвиса, из главы, в которой он рассказывает про Декса. Вот официальный перевод издательства «Радуга»:

- «…. В это время я подружился с Декстером Гордоном. Декстер приехал на Восточное побережье в 48 году и мы с ним и со Стэном Ливи начали проводить время вместе. Познакомились мы с ним в Лос-Анджелесе. Декстер молодец, играл отлично, мы часто ходили с ним на джем-сешнс. А со Стэном мы некоторое время в 45 году жили в одной квартире и были хорошими друзьями. И Стэн, и Декстер кололись, но я в то время был всё еще чистеньким. Мы с ними любили прогуливаться по 52-й улице. Декстер был страшным франтом и носил модные тогда костюмы с огромными плечами. Я же носил костюмы-тройки от Вгоок Вгохbеrе, которые тоже казались мне последним писком. Такие.., в сент-луисском стиле. Нигеры из Сент-Луиса славились своими прикидами. Что касается шмоток, они были на высоте. Так что никто не мог ко мне придраться. Но Декстеру мой стиль вовсе не казался шикарным. Он часто говорил мне: Джим (так музыканты в ту эпоху называли друг друга), ты с нами не ходи, ты жутко выглядишь и жутко одеваешься. Почему бы тебе, Джим, не надеть что-нибудь другое? Купи себе новые шмотки. Сходи в Р&М.

But Not For Me – 4:38 (Miles Davis - Bags' Groove – Prestige)

«Но не для меня» Джорджа Гершвина. Майлз Дейвис - труба и лидер; Сонни Роллинс – тенор-сакс; Хорас Силвер – рояль; Перси Хис – контрабас и Кенни Кларк – ударные. 29 июня 54 года. Мэтр ван Гелдер.

Вновь отрываем автобиографию Майлза. Кое-что правим по ходу дела…

- Зачем мне идти покупать что-то новое, Декс? У меня же такие шикарные костюмы? Я отдал за них уйму денег.

- Майлз, ты одет в старомодное дерьмо. Понимаешь, деньги тут ни при чем. Здесь важен стиль, Джим! А то барахло, что ты на себя напяливаешь, стилем и не пахнет. Тебе нужны костюмы с широкими плечами и рубашки от Мг. В, тогда будешь модным, Майлз.

Ну, я, страшно задетый и обиженный, сказал ему:

- Декс, какого хрена? У меня же клёвые шмотки!

- Я знаю — ты думаешь, у тебя хипповый прикид, Майлз, но это совсем не так. Мне неприятно, что меня видят с таким типом, как ты, в таких жлобских тряпках. И ты еще играешь в оркестре Птицы? В самом крутом оркестре мира? Ну, ты, чувак, даешь!

Вы слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» на коротких волнах «Свободы», через спутники HotBird и AsiaSat-7, а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции ваш ДС.

The Shadow Of Your Smile – 9:59 (Dexter Gordon - The Shadow Of Your Smile – Steeple Chase)

«Тень твоей улыбки» - Джонни Мандела. Декстер Гордон, записанный 21 апреля 71 года в Стокгольме со шведской ритмсекцией. Ларс Съестен – рояль; Стюр Норден – контрабас и Фредрик Норен – ударные.

Еще несколько слов из биографии Майлза Дейвиса:

- «… Я был страшно оскорблен. Я всегда уважал Декстера, он казался мне сверхкрутым — самым классным и стильным молодым джазменом в музыкальной тусовке. А он еще добавил:

- Джим, почему бы тебе не отрастить усы? Или бороду?

- Да как же, Декстер! У меня волосы только на голове и растут, да еще немного под мышками и вокруг органа. Во мне индейская кровь, а у нигеров и индейцев бороды не растут, вообще на лице волос нет. У меня грудь гладкая, как помидор, Декстер.

- Знаешь, Джим, тебе надо что-то с собой делать. Ты не можешь ходить с нами в таком виде, ты нас компрометируешь. Почему бы тебе не купить настоящие крутые шмотки, коли волосы на роже отрастить слабо?

… Ну, я сэкономил сорок семь долларов, пошел в «Р&М» и купил себе серый, с огромными плечами костюм, который был мне как будто великоват. Я в нем на всех фотографиях с оркестром Птицы в 48 году и даже на моем рекламном снимке, где я с выпрямленными волосами. Когда я надел тот костюм из «Р&М», Декстер подошел ко мне, улыбаясь, навис надо мной и похлопал по плечу:

- «Йе-е, Джим, вот сейчас ты выглядишь клево, сейчас ты что надо. Можешь с нами везде показываться». Это было нечто, этот Декстер.

The Jumpin' Blues – 5:43 (Dexter Gordon - Blue Dex – Prestige)

«The Jumpin' Blues», Джея МакШенна и Чарли Паркера. Коллекция записей Декстера Гордона, сделанная между апрелем 69 года и июлем 73 для фирмы «Prestige». Уинтон Кэлли играл на фортепьяно; Сэм Джоунс – на контрабасе; Рой Брукс – ударные и Декс: тенор и лидер. Гордон довольно рано начал записывать и исполнять (винил не винил!) весьма длинные композиции.

Для тех, кто подключился к нам с запозданием, скажу, что это еженедельное и упорно свингующее «Время Джаза», волны «Свободы», спутники HotBird и AsiaSat-7 и наш сайт www.svoboda.org . У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Декстер Гордон родился 27 февраля 1923 года в Лос-Анджелесе. Кличка Декса была «The Sound» - «Звук» и он у него был.

Декс был высоким (метр 98!), стройным, широкоплечим. У него были красивые тяжелые веки, и на лице всегда была прописана теплая полуулыбка. К тому же он умел носить шляпы, что дано не каждому. На 52-й стрит и на Центральном Авеню его обожали. Он и Арт Пэппэр курили траву и заглатывали декседрин, декстроамфетамин, от которого мозги уезжали в Перу.

Костюм, в который он обрядил Майлза, назывался zoot suit. Вот как описывал его словарь эпохи: «Костюм фасона "зут": двубортный пиджак с широкими плечами и мешковатые брюки на подтяжках, с узкими отворотами внизу; дополнялся широкополой шляпой, карманными часами на длинной цепочке; был в моде в сороковые и пятидесятые годы двадцатого века».

Как вы думаете, для чего молодые люди, носившие трубу или сакс («топор» на жаргоне) под мышкой, фланировали в самых горячих местах Нью-Йорка или Лос-Анджелеса? Догадаться не трудно. Сколько же там было длинноногой добычи!

No Matter How – 11:27 (Dexter Gordon Quartet – Parisian Concert – Futura)

«Не важно как…» - композиция трубача Сонни Грея. Декс, тенор-сакс и комбо марсельского пианиста, сына греческих иммигрантов из Константинополя, Жоржа Арванитаса. Сонни Грей – труба; Джаки Сэмсон – контрабас и Шарль Судрэ – ударные. Ecole NormalSup, первая от меня улица направо в сторону Сены. 16 февраля 73 года.

Декс играл у Дюка Эллингтона, Флетчера Хендерсона и у Билли Экстайна. В 45 году он распрощался с Экстайном и вошел в легендарный состав оркестра Чарли Паркера. Он был, скажем, учредителем саксофонных дуэлей (кто кого переиграет) и, если он, не смотря на широкий полный напористый звук, был последователем Лестера Янга, сам он повлиял на Джона Колтрейна.

Декс был из тех джазменов, что покинули наш шарик рано: в 69 лет. Наркотики привели его в тюрьму, а затем в специализированные клиники. Как многие американские наркомы, он выбрал Европу, где контроль за наркоманами был слабее и где к американским черным относились лучше. Он прожил в Европе 15 лет. По большей части в Париже и в скандинавских странах. Умирать он вернулся домой, в Штаты, весною девяностого года. У него было шесть детей и пять внуков и внучек.

Финишная прямая вашего личного “Времени Джаза», волны «Свободы и наш сайт www.svoboda.org . У микрофона в Лютеции ваш ДС.

Рекс Стьюарт родился в феврале, Джимми Дорси, Фатс Домино, Юби Блейк, Билл Рассел и Нина Саймоун.

Sinnerman – 10:19 (Nina Simone - Pastel Blues – Philips)

«Грешник» - традиционный десятиминутный госпел, блюз, который Нина Саймон выучила во время молельного бдения в церкви ее матери. Это самый популярный, вне стен церкви, блюз Нины, который исполнялся в доброй дюжине кинофильмов и пьес и звучал по всей стране. Его можно услышать в фильме, в психологической драме 2006 года режиссёра Дэвида Линча – «Inland Empire».

Нина Саймоун записала эту версию «Грешника» весною 65 года. Она аккомпанирует себе на фортепьяно. Эл Шакмэн – гитара и гармоника; Руди Стивенсон – гитара и флейта; Лайсли Откинсон – контрабас и Бобби Хэмильтон – ударные.

Нина Саймоун родилась 21 февраля 1933 года в Трайоне, Северная Каролина.

Вот и все в этом феврале. Подкасты «Времени Джаза» вы найдете на сайте «Свободы» www.svoboda.org . Звукорежиссер передачи Илья Бобчинецкий, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, чао, бай-бай.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG