Ссылки для упрощенного доступа

Один к полутора


Среди гражданских активистов, которые защищают права лиц, содержащихся в местах лишения свободы, бытует мнение, что это очень даже хорошо, когда в тюрьму сажают бизнесменов, физиков и депутатов. Причина вот в чем: из-за активности этой части осужденных общество лишний раз обращает внимание на состояние дел с законодательством в сфере исполнения наказаний. Подтверждением этого факта стало обращение осужденного депутата Государственной думы, который получил реальный срок лишения свободы, но формально – до вступления приговора в законную силу – сохранил право на законодательную инициативу, чем не преминул воспользоваться.

С 2008 года обсуждается вопрос о справедливом пересчете сроков, проведенных осужденным в СИЗО под следствием и до вступления приговора в законную силу, с коэффициентом больше единицы к сроку в колонии, установленному приговором суда. Действительно, в пояснительной записке к законопроекту этого сидящего в СИЗО "Матросская тишина" депутата подтверждается, что условия в следственном изоляторе, оказывается, существенно жестче, чем в колониях. В частности, высокопоставленный узник указал на содержание в запертых на замок камерах и всего один час прогулки в день, в то время как в исправительных колониях осужденные проживают в общежитиях с учетом графика дня и у них отсутствует ограничение на нахождение на свежем воздухе, им обеспечивается возможность учебы, работы, занятий спортом.

Если во втором чтении депутаты не внесут поправку в закон, придется ждать, когда посадят следующего из них – уже в колонию строгого режима

Раньше этот законопроект, хотя и был согласован в правительстве и Верховном суде, лежал без движения в Госдуме. Говорят, что основным препятствием было то, что такой пересчет означал бы автоматическое освобождение Михаила Ходорковского, поскольку в колонии он пробыл всего 3,5 года, а все остальное время из 10 лет своего тюремного срока содержался в СИЗО. Ходорковский помилован президентом и проживает на свободе в Швейцарии, а законопроект так и лежит "под сукном". И вот, определенно благодаря осужденному депутату Государственной думы, "лед тронулся". 19 февраля Госдума в первом чтении приняла закон, согласно которому один день в СИЗО засчитывается осужденному за полтора дня в исправительной колонии общего режима и за два дня в колонии-поселении, а до 18 марта принимаются поправки к этому закону для его обсуждения во втором чтении.

Что могу сказать – очень жаль, что депутату назначено наказание в колонии общего режима. Если бы ему назначили колонию строгого режима, то он бы обратил внимание, что все сказанное им об условиях содержания в колонии общего режима в полной мере, без какого бы то ни было изъятия, относится и к колонии строго режима, для которого в законе почему-то установлен пересчет 1:1. Речь ведь не идет о самом преступлении, а о том, что осужденный в СИЗО отбывает наказание, не соответствующее наказанию, установленному приговором суда. Да, если назначено наказание в колонии особого режима или тюремное – то что там камеры, что в СИЗО, поэтому можно сказать, что условия примерно одинаковы. Но условия в колонии строгого режима, согласно закону, неотличимы от условий содержания в колонии общего режима. Если во втором чтении депутаты не внесут поправку в закон, распространяя коэффициент 1:1,5 и на колонию строго режима, придется ждать, когда посадят следующего депутата с назначением отбывания наказания уже в колонии строгого режима.

Валентин Данилов – ученый-физик, бывший директор теплофизического центра в Красноярске. В 2001 году арестован по подозрению в разглашении государственной тайны, в 2004 году приговорен к 14 годам колонии строгого режима. Условно-досрочно освобожден в 2012 году. Дело Данилова было одним из наиболее громких процессов над учеными и проходило, как считают правозащитники, с серьезными нарушениями процессуального кодекса

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG