В петербургском Музее политической истории России открывается выставка "Плен и возвращение. Советские военнопленные в Германии 1941-1945 гг.", подготовленная берлинским объединением Kontakte-Контакты и российским фондом "Историческая память". Более трех миллионов советских военнопленных погибли в немецких лагерях. Очень долго масштабы этой трагедии замалчивались как в СССР, так и на Западе, она не была должным образом изучена и осмыслена. Выставка показывает все этапы пути советского военнопленного – от фронтовых будней и пленения до освобождения и возвращения на родину.
По-немецки их звали Untermensch – что-то вроде недочеловеков, и чтобы в ком-то случайно не проснулось к ним чувство жалости, как к обычным людям, Генрих Гиммлер специально пояснял: "Untermensch – это биологическое создание природы, похожее на нас: с руками, ногами, своего рода мозгом, глазами и ртом. Однако это совсем иное существо, это отклонение от человека, имеющее лишь человекообразные черты лица. В плане духа и души оно находится ниже, чем любое животное. Внутри этого существа царит страшная смесь диких страстей: беспредметная тяга к уничтожению, примитивные желания, неприкрытая злоба. Это нелюди, больше ничего".
В первые месяцы войны это было настоящее истребление: немецкое командование исходило из того, что советские люди – это такие недочеловеки, поэтому нечего их щадить, их можно расстреливать при любой возможности
Когда появляются такие тексты, их строчки неизбежно превращаются в длинные рвы с сотнями сброшенных туда безымянных тел. Эти рвы можно увидеть на выставке – как и то, что им предшествовало: растерянные стайки солдат, с поднятыми руками выходящие из леса, товарные вагоны, груженные пленными, изможденные оборванцы за колючей проволокой, тянущие руки за хлебом, тифозные бараки, толпы умирающих от голода людей, согнанных на пустыри, питающихся на свалках, пьющих из луж.
Открывают ли фотографии и тексты этой выставки что-нибудь, чего бы мы сегодня не знали? Нет. Но они делают больше – приближают к нам безликие толпы пленных – так что становятся различимы лица, слышны голоса. Более трех миллионов советских военнопленных погибли в немецких лагерях, и об этой трагедии в СССР, да и на Западе тоже предпочитали не говорить.
– Наверное, кого-то удивит, почему накануне 70-летия Победы мы предоставили площадку для выставки о советских военнопленных, – говорит заведующий научно-выставочным отделом Музея политической истории России Александр Смирнов. – Но мы отлично понимаем, что 9 Мая – это победа горькая, что у победы – соленый вкус. Наш музей уже давно стал площадкой для международных выставок и проектов, у нас экспонировались польские выставки об армии Андерса и о Катыни, немецкие выставки. На открытии этой экспозиции один из ее организаторов говорил о выставке как о покаянии немцев, покаянии Германии за те ужасные преступления, которые нацисты совершили в отношении советских военнопленных. Действительно, это была одна из самых страшных страниц войны.
Немецкие историки говорили о 5 миллионах пленных, российские военные историки и сегодня занижают эту цифру, говорят о 4 миллионах, стремятся доказать, что российское командование не уступало немецкому. Но ведь немцы не вели статистики, не считали нужным знать, сколько пленных расстреляно, сколько умерло от голода и болезней. В первые месяцы войны это было настоящее истребление: немецкое командование исходило из того, что советские люди – это недочеловеки, поэтому нечего их щадить, их можно расстреливать при любой возможности. Только значительно позже военнопленных стали использовать как бесплатную рабочую силу. Самые большие потери были летом и осенью 1941 года – видимо, из тех, кто попал в плен тогда, погибли около 60 процентов.
– Почему мы так мало знаем об этой трагедии?
– В советское время было две запретные темы: сколько было военнопленных, ведь тогда сразу возникает вопрос, а почему Красная Армия потерпела в 1941-42 годах такие сокрушительные поражения, кто виноват в том, что миллионы красноармейцев попали в плен? И вторая больная тема, не обсуждавшаяся открыто, – возвращение бывших пленных к мирной жизни. Ведь их отправляли в сталинские лагеря, запрещали учиться, не принимали на работу. Мы стали говорить об этом в полный голос только со времен Горбачева. Эта выставка важна тем, что собрала воедино все знания об этой проблеме, которые сегодня у нас есть, – рассказал Радио Свобода один из организаторов выставки Александр Смирнов.
В 1990-е годы военнопленные не были включены в план выплат жертвам нацизма. Но немецкое объединение Kontakte-Контакты решило исправить эту несправедливость, люди собрали бывшим советским военнопленным пожертвования, а главное, отправили письма, где просили прощения от лица всего немецкого народа. И им ответили. Бывшие военнопленные благодарили своих бывших врагов за то, что те о них вспомнили, рассказывали свои истории. В них – не только подтверждение военных преступлений нацистов, но и воспоминания о том, как какой-то немецкий конвоир сунул в руку падающему от голода пленному мальчишке кусок хлеба и тем спас его от смерти. О том, как семья немецких крестьян, найдя пленных, роющихся в отбросах, привела их в дом и накормила горячей едой. А еще – о том, каково пришлось на родине тем, кому выпало выжить и вернуться, то есть – очень часто – о продолжении ада.
Читая это, невозможно не подумать снова и снова – какой же победой мы сегодня так громко гордимся и кто виноват в том, что наша победа – именно такова?