Следственный комитет по Нижегородской области 11 февраля возбудил уголовное дело в отношении главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. Сити-менеджер обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями.
По версии следствия, в конце декабря 2014 года администрация Нижнего Новгорода провела аукцион по продаже акций акционерного общества "ТЭК-НН", находящегося в муниципальной собственности. В результате акции были проданы некой коммерческой организации примерно за 52 миллиона рублей. При этом балансовая стоимость активов этой компании оценивалась в 314 миллионов рублей. Следствие считает, что Олег Кондрашов действовал в интересах покупателя, не приняв установленных законодательством мер к определению реальной стоимости имущества. Впервые о незаконности продажи акций "ТЭК-НН" публично заявил представитель нижегородского обкома КПРФ Владимир Буланов.
Олег Кондрашов – известный нижегородский ресторатор, бывший совладелец Группы компаний "ПИР". В 2010 году депутаты Нижнего Новгорода отказались от всенародных выборов мэра в пользу так называемой "двуглавой" модели управления муниципалитетом. В том же году с Олегом Кондрашовым был заключен контракт как с главой администрации города, а главой самого города был избран из числа депутатов Олег Сорокин – до избрания работавший генеральным директором Группы компаний "Столица Нижний".
Говорят, что и тот и другой пользуются поддержкой губернатора Валерия Шанцева, поэтому фактически являются членами губернаторской команды, что, впрочем, как заметил однажды Олег Кондрашов, не исключало "дружелюбной конкуренции" между главой города и главой администрации. Олег Кондрашов 10 лет состоит в партии "Единая Россия", а в 2014 году возглавил отделение этой партии в Нижнем Новгороде. Его полномочия как нижегородского сити-менеджера заканчиваются в сентябре 2015-го, когда пройдут муниципальные выборы новых главы города и главы администрации.
Сейчас представители администрации Нижнего Новгорода как утопающие за соломинку будут цепляться за любую возможность уйти от наказания
"Вопрос носит политический оттенок", – прокомментировал возбуждение против него уголовного дела сам Олег Кондрашов. "Когда Кондрашов заявляет, что речь идет о политическом деле, он даже не понимает, что в гражданском обществе дела, инициированные политической оппозицией, – норма, – заметил Радио Свобода политолог Сергей Кочеров. – Коммунисты использовали ситуацию, чтобы вывести на чистую воду представителя партии власти. Что, впрочем, не отменяет вопроса о том, насколько законно была проведена сделка".
Как только стало известно о возбуждении уголовного дела, Олег Кондрашов подал заявление о приостановлении своих партийных полномочий, как того требует устав "Единой России". После чего последовал комментарий, которого ждали, пожалуй, больше всего – от нижегородского губернатора.
– Возбуждение дела само по себе еще не является обвинением, – считает Валерий Шанцев. – Наверное, логично было бы предупреждать о таких вещах и перед возбуждением уголовного дела получить хотя бы объяснения от людей. А то администрация сидит, не знает ничего, и вдруг – такое. Я вообще не знаю, зачем пресс-службы в правоохранительных органах. Еще ничего не ясно, а уже начинаются крики. Есть определенная процедура приватизации. В чем злоупотребление Кондрашова? Он цену не назначал – это не его функции. Эта котельная – одни убытки для города. На ней куча долгов, предприятие – в предбанкротном состоянии. Вот говорят: рыночная цена – 300 миллионов. А кто это утверждал? Я убежден, что в этом вопросе идет спешка.
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области от фракции КПРФ Владимир Буланов, который инициировал запрос в прокуратуру о ситуации с продажей акций "ТЭК-НН", считает, что в конечном итоге, что называется, "никого не посадят":
– Сейчас представители администрации Нижнего Новгорода во главе с сити-менеджером как утопающие за соломинку будут цепляться за любую возможность уйти от наказания за совершенные ими действия. Не могу сказать, что справедливость восторжествовала и возбужденное в отношении Олега Кондрашова уголовное дело будет доведено Следственным комитетом до логического завершения. Ведь за последние лет семь попавшие под следствие нижегородские чиновники самого высокого ранга или уходили в Москву, или перемещались из министерства в министерство. Никого к реальной уголовной ответственности не привлекли. Примерно то же самое произойдет и с Кондрашовым.
Депутат российской Государственной думы Дмитрий Гудков, который в своем блоге неоднократно публиковал разоблачительные материалы о чиновниках Нижегородской области, и в частности о мэре Нижнего Новгорода Олеге Сорокине, также полагает, что дело будет "спущено на тормозах". Гудков обращался в правоохранительные органы с просьбой провести соответствующие проверки в отношении Сорокина. Из-за одной публикации депутат Госдумы до сих пор судится с мэром: в блоге Дмитрий Гудков распространил информацию, что Олег Сорокин купил свой пост. Летом прошлого года Сорокин обратился с иском о защите чести и достоинства, 10 февраля суд удовлетворил исковое требование – опубликовать опровержение.
Дмитрий Гудков в интервью Радио Свобода рассуждает о том, носит ли дело Олега Кондрашова политический характер, как утверждает сам чиновник, и станет ли оно началом какой-то более масштабной кампании против руководителей нижегородской области:
С учетом того, что и у Сорокина, и у Кондрашова достаточно высокие покровители, я подозреваю, что все эти дела будут спущены на тормозах
– В Нижнем Новгороде, безусловно, существует раскол элит как на федеральном, так и на региональном уровне, там постоянно идет подковерная борьба. Конечно, в деле Кондрашова не без политики, потому что, насколько я слышал, в "Единой России" будет решаться вопрос о том, какая тройка "Единой России" пойдет на выборы в Городскую думу. Соответственно, там идет борьба и между Сорокиным и Кондрашовым. Я уже не знаю, к чему это все приведет, но то, что политическая подоплека во всем этом может быть, – факт. Но это вовсе не исключает, что у правоохранительных органов не было оснований для того, чтобы проводить проверки или возбуждать те или иные уголовные дела. Это такая банка с пауками, где эти пауки пытаются друг друга атаковать и сгрызть. Может, это даже стоит и приветствовать, потому что когда существует раскол элит, шансы у нормальных демократических сил на представительство в городской думе повышаются. Поэтому я и предлагаю местным активистам и политикам, которые выступают и за возвращение прямых выборов мэра, и вообще за политические реформы в регионе, играть на этих противоречиях.
– Насколько я понимаю, вы неоднократно публиковали материалы о деятельности мэра Олега Сорокина. Расскажите о ваших расследованиях. И почему, с вашей точки зрения, фактами в отношении Сорокина правоохранительные органы не занимаются?
– Вообще, правоохранительные органы занимаются Олегом Сорокиным, по крайней мере, такие заявления были сделаны представителем СК Владимиром Маркиным. Я не знаю, правда, чем это закончилось. Лично мне удалось выяснить, что Олег Сорокин нарушает как минимум два федеральных закона. Первый закон обязывает его, его супругу и несовершеннолетних детей публиковать декларации о доходах, чего он не делает уже второй год. Второй федеральный закон, который он нарушает: он обязан декларировать и зарубежные активы, чего он тоже не сделал. Закон запрещает чиновникам владеть активами за рубежом. Мы нашли у Олега Сорокина не только две виллы, которые не были указаны в декларации, – во Франции, в Каннах, но и фирмы, на которые эти виллы покупались. Далее я публиковал массу случаев, известных еще до публикации в моем блоге, когда тендеры выигрывались структурами семьи Сорокина с ущербом для города, причем ущерб был десятки, даже сотни миллионов рублей. То есть например: расселяли микрорайон, потратив из бюджета 200 или 300 миллионов рублей, земля была продана за сумму, которая даже меньше, чем затраты на расселение. То есть понятно, что ущерб городу составил больше 100 миллионов рублей. Я эти факты указал не только в своем блоге, но и в депутатском обращении на имя генерального прокурора, на имя руководителя подразделения администрации президента по борьбе с коррупцией. После этого были проверки. Они еще не закончились, но думаю, что их результат мы узнаем уже в этом году.
Это такая банка с пауками, где эти пауки пытаются друг друга атаковать и сгрызть
– Как вы считаете, дело в отношении Олега Кондрашова станет началом кампании против чиновников?
– Я не очень детально знаю историю Кондрашова, но с учетом того, что и у Сорокина, и у Кондрашова достаточно высокие покровители, я подозреваю, что все эти дела будут спущены на тормозах. Хотя мы живем в такое время, когда все очень непредсказуемо. Все зависит от многих факторов, в том числе и от цены на нефть, хотя, казалось, это очень далеко от Нижнего Новгорода, но экономический кризис может подталкивать федеральное руководство к более резким мерам в проведении кадровой политики в регионах, – полагает Дмитрий Гудков.