Ссылки для упрощенного доступа

Война ультиматумов


Если верить The Wall Street Journal, фрау канцлерин предъявила Путину ультиматум. Если верить Пескову, никто не может общаться с Путиным в ультимативном тоне. А если верить Путину, то кризис в соседней стране будет продолжаться до тех пор, пока сами украинцы не договорятся между собой.

Спрашивается, кому верить?

Насколько можно судить, Меркель и Олланд поехали в Москву, как бы откликаясь на новости из Вашингтона, где уже всерьез рассматривается вопрос о поставках оружия Киеву. Новости вызывали беспокойство у европейских лидеров и одновременно укрепляли их переговорную позицию. Если не хочешь, чтобы твои "отпускники" столкнулись с разработками американского ВПК, то давай искать компромисс. В таком духе они могли беседовать с российским президентом. Пожалуй, это могло быть похоже на ультиматум.

С другой стороны, национальный лидер РФ известен своей несгибаемостью, а также умением всех переигрывать, о чем не раз сообщали федеральные телеканалы и колумнисты центральных российских газет. Язык ультиматумов пробуждает в нем природную спортивную злость, и Владимир Владимирович становится непредсказуем. В такие минуты он обещает взять Киев за пару недель, а если его сильно разозлить, то и за два дня, а потом еще Будапешт, Бухарест и другие европейские столицы.

Официальное решение Вашингтона предоставить Украине американское оружие могло бы заметно Путина раззадорить. В плане пропагандистском, поскольку вмешательство американцев во внутренние, с его точки зрения, украинские дела стало бы очевидным. А также в чисто военном плане, о чем уже не раз говорил Франсуа Олланд, указывая на то, что единственной альтернативой мирному процессу является полноценная война.

Это, наверное, ключевые слова – вне зависимости от того, в какой тональности велись переговоры.

Тема, которая еще вчера была почти запретной или проходила в блогах по разряду черного юмора, ныне обсуждается вполне откровенно. Непонятно лишь, о какой войне идет речь в тех или иных высказываниях политиков первого ряда и комментариях весьма влиятельных газет. О войне локальной, в ходе которой Америка поддерживает Порошенко средствами ПВО, Россия вводит войска на Украину, а Запад отвечает предельно жесткими санкциями, но и только. Войны конвенциональной, в которой НАТО и Москва обмениваются ударами, не применяя ядерное оружие. Или той войны, по завершении которой чудом уцелевшие аффтары, позабыв об интернете и печатной прессе, будут писать свои комменты преимущественно от руки.

Эта угроза стала реальной. Оттого столько интереса проявляют читатели к публикациям, посвященным дискуссиям на высшем уровне, а также состоянию здоровья российского президента. Способен он угробить человечество, борясь за многополярный мир, или блефует? Слухи о его неполной адекватности – это правда или хитроумная разводка Кремля с целью оказать психологическое воздействие на Запад? Стоит ли это проверять на практике?

Война ультиматумов, которая началась в ходе визита Меркель и Олланда в Москву, – это естественное продолжение политики жесткими, но со стороны Запада покуда мирными средствами

Вопросы все не праздные, и если углубиться в них, то как не посочувствовать западным лидерам, вынужденным решать в эти исторические дни задачку с одним неизвестным. В столкновениях с ним, с неизвестным они побеждают во всех войнах, включая санкционные и конвенциональные. Во всех, кроме одной. Эта война может завершиться вничью, о чем уже предупреждал популярный российский телеведущий, разбрасывая по студии радиоактивный пепел. Эта война неприемлема, и все саммиты с участием Путина, как легко догадаться, сопровождаются негромким звучанием этой нечеловеческой музыки.

Война ультиматумов, которая началась в ходе визита Меркель и Олланда в Москву, – это естественное продолжение политики жесткими, но со стороны Запада покуда мирными средствами. Европа демонстрирует или имитирует решимость, указывая партнеру пути к отступлению, а также на тот факт, что Америка настроена всерьез. Жесткость необходима, поскольку в ином случае Владимир Владимир укрепится в своем чувстве абсолютной вседозволенности. Путин пока повторяет свои мантры про Россию, которая не является стороной в конфликте с Украиной, но при помощи сепаратистов с присущими им "отпускниками" вновь обостряет ситуацию в Донбассе. Обама, встречаясь с Меркель, объявляет, что вопрос о поставках летального оружия на Украину окончательно еще не решен.

У Путина свои ультиматумы. Стремясь перевернуть доску, он готов предложить мир в обмен на территории и отмену санкций. Условия известны: Донбасс по факту обретает статус Приднестровья с перспективой выхода из состава Украины по примеру Южной Осетии и Абхазии, а про Крым забудьте. С этой черты он тоже не сойдет, и все усилия российской стороны сегодня направлены на то, чтобы бойня продолжалась. Еще Владимир Владимирович хотел бы усадить за стол переговоров Порошенко и лидеров "народных республик", чтобы они гарантированно ни о чем не договорились. Он знает, что эти условия никто не примет ни в Киеве, ни в Берлине, ни в Вашингтоне, но ему это и не нужно. Он терпеливо ждет, когда соседняя братская страна разрушится сама собой, и никто ей не придет на помощь, страшась ядерной войны, и эти его расчеты небезосновательны.

Призрак Мюнхена витает над Украиной, и пока непонятно, что Запад может реально противопоставить современному фюреру с ядерными ракетами.

Внушают надежду разве что идеи, как бы сказать, иррациональные, мистического свойства. Мысль о бессмертии человеческой цивилизации, которая и не таких путиных загоняла в бункер. И о том, что он побеждал всюду, где сеял страх и смерть, в Чечне и в Грузии, в войне с так называемыми олигархами и с несогласными в России, и только на Украине проигрывал. Так было во времена "оранжевой революции", когда президент РФ поздравлял Януковича, а президентом стал Ющенко. Так, быть может, случится и теперь, когда он стал личным врагом для десятков миллионов украинцев, и это солидарное чувство горя и ненависти буквально растворено в воздухе, ощутимо физически. Это ведь тоже своего рода ультиматум, и тот, кто сегодня решил воевать со всем миром, начав с самых слабых, фатально ошибется в расчетах.

Илья Мильштейн – политический комментатор и публицист

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции Радио Свобода

XS
SM
MD
LG