В понедельник экспертная группа российского правительства рассмотрела инициативу Алексея Навального об уголовном наказании за незаконное обогащение чиновников. Кремль, Минюст и МВД России направили отрицательные отзывы. Как сообщают российские СМИ, глава управления президента по борьбе с коррупцией Олег Плохой назвал предлагаемую норму "избыточной и нарушающей принцип презумпции невиновности". В МВД опасаются, что появление новой статьи в Уголовном кодексе приведет к двойному наказанию чиновников. Представитель ведомства Игорь Зубов, критикуя петицию, заявил, что "все цветные революции произошли под лозунгом борьбы с коррупцией", и привел в пример Украину. Но в поддержку этой инициативы соратникам Навального удалось собрать 100 тысяч подписей россиян.
Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального выступает за ратификацию Россией 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции, а также за введение в Уголовный кодекс РФ нового состава преступления – "незаконное обогащение" по отношению к лицам, обязанным декларировать доходы и расходы. По замыслу авторов, под действие этих антикоррупционных норм подпадут не только чиновники, но и должностные лица государственных корпораций, таких как "РЖД", "Газпром", "Транснефть", "ВТБ" и других.
Сторонники Навального закончили сбор подписей в поддержку антикоррупционной инициативы 9 декабря 2014 года, в Международный день борьбы с коррупцией. О предложениях Фонда борьбы с коррупцией говорит его сотрудник Георгий Албуров:
– Суть предложений очень простая. Мы хотим, чтобы 20-я статья Конвенции ООН против коррупции была ратифицирована в России. Потому что мы все прекрасно знаем, как живут наши чиновники. Они живут абсолютно не по средствам. И мы хотим сделать так, чтобы в Уголовном кодексе была такая статья: если чиновник не может объяснить происхождение своих дворцов и элитных машин, то он должен нести за это уголовную ответственность.
– ФБК постоянно сообщает о фактах коррупции высокопоставленных чиновников и друзей Путина с фотографиями и цифрами. Как вы получаете эту информацию? Имеет ли распространение этого в интернете какой-то эффект?
– Всю информацию, которую мы публикуем, мы достаем из открытых источников. Мы постоянно даем ссылки на эти открытые источники, откуда получаем информацию. Информация о владельцах и собственниках находится в Росреестре. Информация об объектах недвижимости встречается у чиновников в декларации. Вообще, все, что мы находим, основывается на открытых источниках. Что касается эффекта от наших публикаций, то мы, конечно, его видим. Мы видим, как они совершенно бестолково оправдываются, как они паникуют. Все эти многочисленные дела против Фонда борьбы с коррупцией, против Алексея Навального, его сторонников, они тоже являются тем самым эффектом, который производят наши публикации.
– Самые яркие, на ваш взгляд, примеры коррупции в рядах высокопоставленного чиновничества и друзей Путина?
– Это, конечно, многомиллиардные госзаказы, которые получают друзья Путина, в частности, братья Ротенберги или олигарх Тимченко (Геннадий Тимченко, глава компании Volga Group), который продает российскую нефть и строит нам всем мегадороги. На самом деле, вопиющие случаи коррупции есть на всех уровнях. Даже если мы посмотрим на несчастного депутата Неверова (вице-спикер Госдумы, член фракции ЕР Сергей Неверов. – Р.С.), который всю жизнь не занимался никаким бизнесом, был каким-то профсоюзным деятелем, а потом, согласно своей биографии, вообще был каким-то шахтером, если мы посмотрим, где он живет – он живет во дворце на берегу Истры в Подмосковье. Это совершенно невероятный случай коррупции. Этот самый дворец он оформил на свою 75-летнюю тещу из Новокузнецка. И таких примеров множество.
– Верите ли вы в серьезность намерений правительственных экспертов, которые в понедельник будут рассматривать вашу инициативу?
– Наши действия не зависят от серьезности их намерений. Мы начали масштабную всероссийскую политическую кампанию за ратификацию 20-й статьи. Мы не намерены ограничиваться исключительно голосованием в интернете, если они отклонят нашу инициативу. Мы будем выпускать газету, проводить пикеты, митинги, проводить масштабную просветительскую работу. Вне зависимости от того, какое решение будет принято, мы продолжим работу и будем публиковать информацию о коррупции, о доходах чиновников и не остановимся.
Вице-президент международной антикоррупционной организации "Трансперенси Интернешнл" (Transparency International) Елена Панфилова также приглашена на совещание в правительстве, где рассмотрят инициативы Алексея Навального:
– Во всей этой истории есть две стороны. Первая сторона вопроса – это общественное участие, общественное мнение, защита различными группами граждан своих интересов. И в этом смысле все крайне серьезно. Потому что, насколько я понимаю, Фонд борьбы с коррупцией серьезно собирал 100 тысяч голосов и действительно считал, что это надо делать. А процедура рассмотрения таких общественных инициатив предусматривает, что после того, как собраны подписи, инициативу обязательно рассматривает правительственная комиссия. Если она это одобряет, то это может стать законопроектом. С точки зрения процедуры все бесконечно серьезно, иначе быть не может.
Ранее глава администрации президента России Сергей Иванов раскритиковал предложение о ратификации статьи 20-й Конвенции ООН против коррупции как "юридический нонсенс и маразм", поскольку российская сторона уже полностью ратифицировала эту Конвенцию.
По данным соцопроса Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального, 87% россиян считают коррупцию одной из критически важных проблем страны, более 80% высказались за ратификацию статьи 20-й Конвенции ООН по борьбе с коррупцией "Незаконное обогащение", которая предусматривает уголовное наказание для чиновника, если он не сумеет объяснить происхождение своего богатства.