Украинские СМИ сообщили о гибели в зоне АТО командира "Международного миротворческого батальона имени Джохара Дудаева" Исы Мунаева. Командир батальона "Донбасс" Семен Семенченко уточнил, что бригадный генерал погиб 1 февраля в боях под Дебальцевом. Он обеспечивал прикрытие украинских подразделений и попал под артобстрел. Иса Мунаев, по некоторым данным, хотел обратиться к президенту Украины Петру Порошенко с просьбой о получении украинского гражданства, так как "он любил Украину и гордился свободолюбивым украинским народом".
Соратники Мунаева просят о его посмертном награждении орденом Свободы. Ранее Иса Мунаев был "министром внутренних дел Ичкерии", военным комендантом Грозного, во время чеченских войн руководил операциями против российских войск, а в последние годы жил в Дании, где создал общественно-политическое движение "Свободный Кавказ". Сам Иса Мунаев называл себя "личным врагом Путина".
"Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева" Иса Мунаев создал и возглавил в марте 2014 года. Батальон участвует в военных действиях на востоке Украины на стороне украинских военных. Еще в июне Мунаев разместил в интернете видеообращение, обвинив Россию в геноциде чеченцев в ходе чеченских войн.
В ответ на это обращение глава Чечни Рамзан Кадыров объявил Мунаева в розыск и заявил о готовности отправить в Донбасс "чеченских добровольцев" для его ликвидации. 10 января один из таких "добровольцев" по прозвищу Дикий, воюющий на стороне пророссийских сепаратистов, обратился к бойцам батальона Мунаева (на чеченском языке), призвав их не быть "пешками в руках американцев и Европы, которые по всему миру воюют против мусульман". Сразу после гибели Исы Мунаева Кадыров написал в своем Instagram, что бригадный генерал был "ликвидирован по поручению СБУ и ЦРУ".
Командование батальоном принял на себя сторонник Мунаева Адам Осмаев, которого зимой 2012 года задерживали в Одессе по подозрению в подготовке покушения на тогдашнего премьер-министра РФ Владимира Путина. В 2014 году прокуратура исключила из обвинения "террористические статьи", его приговорили к трем годам лишения свободы и освободили из-под стражи в связи с отбытием срока наказания.
О погибшем на Украине "личном враге" Владимира Путина Исе Мунаеве говорит обозреватель Северо-Кавказской службы Радио Свобода Хасин Радуев:
– Иса Мунаев был практически последним генералом Ичкерии первого призыва, еще c первой чеченской войны. Как мы знаем, многие полевые командиры были простыми учителями, врачами, простыми рабочими и так далее. То есть они становились генералами в ходе войны. Одним из них был Иса Мунаев. Я хорошо помню, как он впервые появился на телеэкране, это было после того, как в Шали был разгромлен автомобильный рынок. Десятки людей были убиты во время воздушного налета. После этого люди с возмущением говорили в видеокамеры о том, что они думают о руководстве России, в частности о Ельцине. Вот один из них был Иса Мунаев, который высказывался в крайне жестких выражениях, что отныне любой человек, даже далекий от войны, может взять оружие и встать в ряды ополченцев.
В течение первой войны он не очень "светился", но во время второй войны это был единственный человек, который остался в Грозном после того, как основные силы, включая подразделения Басаева, Гилаева, покинули город. Мунаев достаточно долго продержался в Грозном. Понятно, что он занимался диверсионными действиями, и после того, как был ранен, его вывезли в Данию. После лечения одно время его назначили "генеральным прокурором правительства Ичкерии в изгнании". Потом появилась эта группа, которая называла себя "миротворческим батальоном имени Дудаева", правда, я не совсем понимаю, что значит – быть миротворческим батальоном и воевать? Тем не менее, такая группа была создана.
– Что привело Ису Мунаева и других чеченских военнослужащих из этого миротворческого батальона на Украину?
Они считали, что продолжают войну с российской армией, только уже там, где могут
– Они считали, что продолжают войну с российской армией, только уже там, где они могут. Потому что практически все бывшие ичкерийские отряды были вытеснены за пределы Чечни, существовать там было уже невозможно, а пойти снова и организовать какие-то структуры на территории Чечни – это задача была практически не реализуемая. Поэтому продолжили свое сопротивление на территории Украины, куда явились их враги, сторонники Кадырова. И кроме того, сам Мунаев заявлял, что он хочет отдать долг украинцам, которые поддержали чеченцев в ходе первой войны. Он считал, что его долг – помочь Украине.
Соредактор журнала Caucasus Survey, полпред Чечни в Москве в 1999 году, Майрбек Вачагаев знал Ису Мунаева лично. По его словам, гибель Мунаева – это большая утрата для зарубежной чеченской диаспоры:
– Я знал его с 1996 года, еще непосредственно в Чечне. В это время, после войны, он был назначен начальником милиции одного из районов города Грозного. И до 1999 года был в звании полковника. У него еще в советское время было какое-то офицерское звание, то есть именно в профессиональной области, по-моему, в милиции.
Было понятно, что с ним шутить не стоит. Никто и не пытался с ним шутить
– Какая у него была репутация, что он был за человек?
– Очень жесткий по характеру, суровый – в том смысле, что его трудно было назвать компанейским, человеком с юмором. Он был всегда очень напряженным, и было понятно, что с ним шутить не стоит. Никто и не пытался с ним шутить. По-моему, он был единственным, которого боялся сам Арби Бараев, они жили в одном селе, и Бараев умудрился, живя в этом селе, ни разу с ним не пересечься.
– После второй чеченской кампании Иса Мунаев отказался в Дании, жил там, а потом сформировал этот свой "миротворческий батальон имени Джохара Дудаева" и поехал воевать на Украину. Что его туда привело, каковы были его мотивы?
– Во время второй войны он был ранен, лечился в Грузии, после в Стамбуле. И после переезда в Данию он натурализовался, получил гражданство Датского королевства. Года четыре назад он перенес очень серьезную хирургическую операцию. Несколько лет назад был сформирован "Кавказский центр в Дании", он был активен. Иса Мунаев считался лидером этой организации, хотя там были представители и других кавказских народов. Когда начались военные действия на Украине, конечно, он был в числе первых, кто решил туда поехать. Я считаю, это была его попытка снова столкнуться с российской армией и вернуть долг за ранение и за то, что произошло в Чечне. То есть он решил снова встать против российской армии. Для чеченский даиспоры на Западе, в которой сегодня около 120-130 тысяч человек, его гибель – ощутимый удар, – считает Майрбек Вачагаев.