21 января, отвечая на пресс-конференции на вопрос украинского журналиста УНИАН о поставках тяжелого вооружения из России на Украину, министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что "доказательством будет предъявление вещдоков, больше ничего. Если хотят вести серьезный разговор". Украинские блогеры и журналисты еще до заявления Сергея Лаврова обнаружили косвенные подтверждения поставок российской тяжелой бронетехники сепаратистам и сняли об этом серию фильмов.
Группа блогеров изучила сотни фотографий и видеоматериалов, которые появлялись по всему миру в эфирах телеканалов в журналистских репортажах из Донбасса, а также в социальных сетях, куда их выкладывали на протяжении последних месяцев обычные люди, случайно увидевшие колонны военной техники на улицах своих городов или на автомобильных шоссе: как в России, так и на Украине.
Основным доказательством присутствия российской военной техники в Донбассе является отсутствие у украинской армии некоторых ее видов. В частности, речь идет о последних модификациях танка Т-72, которые были разработаны и начали серийно производиться уже после распада Советского Союза и не поставлялись на Украину. Например, танки Т-72Б3:
Результаты расследования украинских блогеров и журналистов отчасти сходны с данными австралийской независимой организации Armament Research Services, которая проанализировала вооружение сторон конфликта в Донбассе. В стостраничном докладе, опубликованном в конце прошлого года, утверждается, в том числе на основании анализа фотографий, что у сепаратистов действительно есть танки Т-72Б3 – модификации, которая не состояла на вооружении у Украины. "Модификации T-72BA и T-72B3 используются сепаратистами, и последний танк требует особого рассмотрения… Это модель представляет собой новейшую модификацию танка. Она поступила на вооружение в 2013 году, и пока неизвестно о случаях экспорта этого танка [из России]", – говорится в докладе. Его авторы также пишут, что "имел место незаконный ограниченный импорт вооружения … снайперские винтовки, пулеметы Калашникова, а также противотанковые и зенитные системы, идентифицированные как иностранные… По оценке нашей организации, пророссийские сепаратисты получают определенную поддержку от одной или более сторон, однако уровень государственного участия в такой деятельности остается неясным. Несмотря на присутствие оружия, боеприпасов и бронированных машин, произведенных и предположительно даже поставленных из России, пока нет прямых доказательств продажи или участия в этом правительства России".
У Украины есть собственный завод – Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, который в состоянии делать собственные танки
Российский военный обозреватель Виктор Литовкин рассказал о том, какие танки имеются на вооружении у Украины:
– На Украине остались большие запасы танков, около 3 тысяч к началу 2013 года. В справочнике The Military Balance, который издается в Лондоне, можно прочитать, что из этого количества – 10 танков Т-84 "Оплот", 67 танков Т-80, 1032 танков Т-72 и 1667 танков Т-64. Ну, и оставались очень старые танки Т-55 – 112 единиц. Что касается танков Т-72, то здесь принципиальной разницы нет между модификациями танков Т-72Б или Т-72А, все зависит от того, какие на этих танках стоят прицелы и системы управления оружием, но в принципе это танк один и тот же, он заряжается одинаковыми снарядами, разница может быть в мощности двигателя. У Украины есть собственный завод – Харьковский завод транспортного машиностроения имени В.А. Малышева, который в состоянии делать собственные танки, поэтому необходимости поставлять на Украину российские танки, видимо, не было, Украина могла сама модернизировать танки Т-72.
– Модификаций танков Т-72 довольно много. Насколько похожими могут быть подобные танки после модернизации? Или речь идет о различных предприятиях, модернизирующих танки по своему усмотрению?
– Я думаю, что они могут быть схожими в принципиальных вопросах, но какое-то оборудование может быть поставлено свое. Ну, например, Украина закупила у Польши какое-то оборудование для танковой башни и поставила его на свои танки.
Помогавший собирать материалы для фильма эстонский ученый украинского происхождения и блогер Евгений Цыбуленко, рассказывая об обстоятельствах появления фильма, сказал, что волонтерское движение на Украине занимается не только помощью армии или вынужденным переселенцам:
– К сожалению, противостоять информационной войне Кремля тоже зачастую приходится добровольцам и энтузиастам. Потому что государственные органы Украины, к сожалению, не всегда могут что-то противопоставить российской информационной агрессии. И поэтому неудивительно, что в социальных сетях люди как-то пытаются скоординировать свои усилия, ищут различные материалы, и зачастую в "Живом Журнале" или "Фейсбуке" можно найти более свежие и интересные данные, чем то, что мы можем увидеть на каких-то специальных ресурсах. Многие люди делают достаточно интересные расследования. Моя роль, если говорить об этом расследовании, достаточно скромная, я только координировал усилия, связался с ребятами-волонтерами из Omelchuk TV, которые снимают и другие фильмы о конфликте в Донбассе.
На сегодняшний день опубликованы три части расследования, посвященного танкам. Одна касалась танков Т-72Б3, то есть той модификации, которая состоит исключительно на вооружении Российской Федерации и никогда не была в Украине даже на складах. Вторая часть посвящалась Т-64, которые являются основным танком Вооруженных сил Украины, однако речь не идет о танках, отобранных у украинских вооруженных сил, как пытаются это представить. В третьей части сделан детальный анализ того, как перебрасывались Т-72 с территории России, причем речь идет об очень большом количестве этих танков, которые существенно изменили расстановку сил в регионе. Но это еще не окончание расследования, на востоке Украины засветились и другие образцы военной техники, которые есть исключительно у Вооруженных сил России: БТР-82, например, бронированные автомобили "Водник" или "Выстрел". Эти материалы готовятся и, видимо, тоже скоро будут выложены в сеть. В общем, на сегодняшний день есть достаточно большой массив информации, которая доказывает наличие российской военной техники в Украине.
– Эти расследования, насколько я понимаю, основаны исключительно на материалах, которые собраны из интернета.
– Это все открытые источники, все они проверяемые. Естественно, кое-что российские спецслужбы со временем "подтирают", но в том-то и сила интернета, что если информация однажды появилась онлайн, то она фиксируется и сохраняется.
– Как вы и авторы этих материалов определяете достоверность информации?
– Все, кто этим занимается, имеют определенный опыт работы с военной техникой. Они могут, например, отличить российские модификации танков от украинских. Практически каждая фотография, которая выкладывается нами, проверяется по различным источникам, по номерам. Скажем, в третьей части расследования, где рассказывается о Т-72, танки рассматриваются буквально поштучно: всякие мелкие детали, причем из разных источников. Подделать это нереально. Если зайти на страницы авторов материалов, то можно найти большой архив фотографий, причем по каждому танку или другому виду бронетехники есть не одна фотография, а несколько, и они делаются с разных ракурсов. Кроме того, отслеживается их передвижение, потому что летом их выкладывали в сеть даже военнослужащие. То есть, в общем-то, все это просматривается и собирается воедино. Если мы говорим о видео, то мы используем материалы, снятые корреспондентами LifeNews или Первого канала. Если какой-то сюжет был на Первом канале или еще на каких-то официальных российских каналах, и он показывает российский, скажем, танк на востоке Украины, при этом называя его отобранным у украинских вооруженных сил, то любой специалист видит, что это именно российская модификация танка. Говорить о каком-то фейке здесь сложно.
Российские солдаты в социальных сетях хвастались, что возят танки к границе, снимались на фоне танков с надписями "За Донбасс", "ЛНР", "Казак"
По словам Цыбуленко, в качестве основы для серии фильмов о танках были взяты материалы блогера sled-vzyat, который ответил на вопросы Радио Свобода в письменном виде, а свое имя попросил не раскрывать из соображений безопасности:
– Когда вы впервые обнаружили, что танки из России перебрасываются на территорию Украины?
– 12 июня. Три танка Т-64БВ в составе колонны вместе с другой техникой прошли маршем с востока на запад от границы в сторону Донецка. Тогда люди еще не боялись и открыто снимали их на видео в Снежном, Торезе, Макеевке. На тот момент доказательства причастности России к поставке этой партии танков были косвенные. Но с последующими поставками появились и прямые доказательства: одни и те же танки фиксировались на фото/видео вначале в Ростовской области, а потом – у пророссийских сепаратистов в Донбассе; российские солдаты в социальных сетях хвастались, что возят танки к границе, снимались на фоне танков с надписями "За Донбасс", "ЛНР", "Казак" и тому подобными, – военной техникой, которая предназначалась для отправки в Украину.
– Почему вы начали расследование, связанное с переброской российской техники на территорию Украины?
– Для того чтобы понимать, что на самом деле происходит на востоке страны. Вначале только для себя. Позже, когда накопилось много материалов, информация о переброске российской военной техники на Донбасс была упорядочена и выложена в блог для общего пользования. Свою роль сыграло и негативное впечатление от большого числа ошибок в освещении западными и отечественными СМИ российского вторжения в Украину и вооружения боевиков.
– Когда вы начали ваше расследование и на какие данные опирались?
– Поиск информации начался с появлением российских боевых групп на Донбассе. Если хочешь понимать, что происходит, одних вечерних новостей из телевизора недостаточно. Когда есть время и желание, приходится читать репортажи различных журналистов, просматривать сообщения, фотографии, видео очевидцев, участников событий в социальных сетях, на YouTube и подобных сервисах. На это и опиралось расследование – различные открытые источники информации в интернете. Российские пропагандисты показывают в новостном репортаже из-под Донецка сожженный российский танк (характерной модели, что состоит на вооружении только в России), выдавая его за танк Вооруженных сил Украины. Появляется факт. Семья едет в Ростовской области по трассе "Дон" и от скуки снимает танк на военном тягаче ВС РФ, который после появляется под Новоазовском. Вот еще один факт. Западный журналист делает для репортажа фотографии военной техники сепаратистов, на которой остались не закрашены тактические знаки армейского подразделения ВС РФ. Еще один факт. И так далее.
– Откуда у вас познания в модификациях танков? Или любой военный или служивший в армии человек в состоянии понять, о каком вооружении идет речь?
– Познания – старое хобби, о котором пришлось вспомнить. Сама по себе служба в армии нужных знаний не дает. Если человеку интересно различать основные модели военной техники, то он по книгам, сайтам, тематическим форумам за полгода научится это делать. Если неинтересно, то и пятнадцать лет в армии мало что дадут.