31 января 1990 года в Советском Союзе был открыт первый ресторан "Макдоналдс" – на Пушкинской площади в Москве. Это событие стало символом открывающегося миру СССР, символом "перестройки" и "падения железного" занавеса. Современные россияне, для которых закусочная стала неотъемлемой частью жизни, с энтузиазмом восприняли новость о закрытии нескольких ресторанов сети, включая старейший "Макдоналдс" на Пушкинской. Через три месяца "Макдоналдс" на Пушкинской вновь заработал. Закрытие ресторана многие наблюдатели связали с ухудшением отношений между Россией и Западом в связи с событиями на Украине.
Открытие "Макдоналдса" на Пушкинской площади в 1990 году стало итогом более чем десятилетних переговоров между руководством Советского Союза и бизнесменом Джорджем Кохоном, который по сей день возглавляет канадское представительство "Макдоналдса". В 1976 году во время Олимпийских игр в Монреале Кохон вступил в переговоры с российской делегацией о возможности через четыре года – к Олимпийским играм в Москве – открыть в Советском Союзе первый "Макдоналдс". Однако сделать это удалось только после 14 лет переговоров – 31 января 1990 года на Пушкинской площади в Москве открылся первый ресторан. Более 30 тысяч человек часами стояли в очереди вокруг Пушкинской площади, чтобы попасть в этот "Макдоналдс".
Макдоналдс стал символом того, что можно не просиживать штаны где-то там в НИИ, а вести быструю и энергичную жизнь, которая позволяет зарабатывать и жить лучше
Появление "Макдоналдса" в Советском Союзе многие восприняли как открытие Советского Союза миру, как символ "перестройки" и начала новой эпохи. "Макдоналдс" стал символом глобализации. Журнал Economist с 1986 года даже определяет "Индекс Биг Мака", основанный на теории паритета покупательной способности. Согласно этой теории, курсы валют разных стран должны быть отрегулированы таким образом, чтобы потребительская корзина товаров и услуг стоила одинаково. Для сравнения используется только один товар – бургер "Биг Мак" из "Макдоналдса".
В августе минувшего года, в разгар так называемой "санкционной войны", Роспотребнадзор после внеплановых проверок выявил нарушения санитарных норм в нескольких московских "Макдоналдсах". Четыре из них, включая старейший "Макдоналдс" на Пушкинской площади, были закрыты по решению суда. Многие наблюдатели связали эту ситуацию с ухудшением отношений между Россией и Западом в связи с конфликтом на Украине. Опросы общественного мнения свидетельствовали: половина россиян поддерживает закрытие "Макдоналдса". Согласно октябрьскому опросу ВЦИОМ, такой позиции придерживались 49% опрошенных, объясняя, правда, необходимость закрытия закусочной низким качеством еды.
Экономический обозреватель "Ежедневного журнала" Максим Блант в интервью Радио Свобода вспоминает о том, как открытие "Макдоналдса" воспринималось 25 лет назад, и рассуждает о том, во что это восприятие трансформировалось сейчас:
– Это был один из первых символов перемен, причем позитивных перемен, поскольку те годы были проблематичными с точки зрения еды. Все эти "Биг Маки", гамбургеры, пирожки, сыр, котлета – это воспринималось как маленькое чудо. Советские люди имели возможность посмотреть, как вообще устроен труд на Западе: бегающие официанты, быстро подающие еду, кассиры и т.д. Это было окошком в Америку, ведь "Макдоналдс" стал символом того, как жизнь может быть совсем другой, что можно не просиживать штаны где-то там в НИИ или в конторе, а вести быструю и энергичную жизнь, которая позволяет зарабатывать и жить лучше.
– Сколь сильно это контрастировало с тем, с чем был знаком советский человек тогда: с точки зрения ассортимента, с идеологической точки зрения?
– Безусловно, был такой контраст. И не факт, что он был всегда положительным, – стандартизация в какой-то степени могла кого-то и отталкивать. Но абсолютное большинство наблюдало за этим как за идеальным способом ведения бизнеса, даже не надо говорить о еде. Это был пример того, как все должно было быть устроено: все люди на своем месте, никого лишнего, все люди работают. Это представляло собой резкий контраст по сравнению с социалистическим хозяйством, в котором две трети, если не три четверти работников были лишними, а сократить их было нельзя, потому что в Советском Союзе не существовало официальной безработицы. Наверно, "Макдоналдс" действительно стал для многих, кто начинал бизнес в 90-е, вдохновляющим примером того, как можно зарабатывать на такой банальной вещи, как бутерброд с котлетой.
– Если раньше, с самого начала, "Макдоналдс" был олицетворением американской культуры, вдохновляющим примером, то сейчас он стал более обыденным. С вашей точки зрения, почему так произошло?
Если раньше в "Макдоналдс" не побрезговал бы пойти начинающий бизнесмен, то теперь это что-то среднее между чистенькой столовкой для студентов и местом, куда по очень большой просьбе можно сводить детей
– Безусловно, Советского Союза больше нет, народно-хозяйственный комплекс приказал долго жить, фабрика по выжиманию денег из наемной рабочей силы вполне успешно работает на просторах бывшего СССР. "Макдоналдс" стал сначала вещью довольно обыденной, а потом и символом не очень высокого качества за не очень высокую цену. Сильно изменился и образ, имидж "Макдоналдса". Он остается вполне привлекательной закусочной, но уже для других групп населения. Если раньше, 25 лет назад, в "Макдоналдс" не побрезговал бы пойти начинающий бизнесмен, то теперь это что-то среднее между чистенькой столовкой для студентов и местом, куда по очень большой настоятельной просьбе раз в месяц – а то и раз в полгода – можно сводить детей. Вот дети "Макдоналдс" любят. Для взрослых это символ нездорового питания и всех прочих не очень положительных качеств.
– Но когда в августе суд по решению Роспотребнадзора закрыл "Макдоналдсы", и в частности, тот, на Пушкинской площади, многие это расценили как ответ на западные санкции и были довольны таким решением. С вашей точки зрения, чем обосновано такое отношение людей?
– По всему миру "Макдоналдс" является символом Америки. Безусловно, закрытие "Макдоналдса" на Пушкинской площади имело символическое значение и было ударом по американцам: мы не можем послать туда ракеты, но можем дотянуться до "Макдоналдса" – вот по ресторану и стукнем. Что же касается того, что многие люди этому радовались: что ж – у нас после определенных событий и накачки со стороны СМИ в стране наблюдается волна "ура-патриотизма", абсолютно деструктивная и разрушительная как для экономики, так и для общества. "Макдоналдс"-то не изменился, он как был символом Америки, так им и остался. Изменились люди. Если раньше они смотрели и сравнивали свою жизнь и то, что предлагает условный "Макдоналдс", то сейчас уже почти десятилетие идет обратная тенденция: возврат к патернализму и к великодержавному реваншу, – считает экономический обозреватель Максим Блант.
464 ресторана "Макдоналдс" работают более чем в 100 городах России. Наибольшее число заведений находится в Москве – 115. В Санкт-Петербурге расположено 65 ресторанов. В 2013 году московский "Макдоналдс" на Пушкинской площади входил в десятку крупнейших заведений сети по обороту в Европе.