После известия о нападении исламистов на офис французского сатирического журнала Charlie Hebdo в редакции одного из крупнейших датских изданий, газеты Jyllands-Posten, были срочно усилены меры безопасности. Всем сотрудникам издания разосланы электронные письма с указанием повысить бдительность, а территорию возле офисов газеты в Копенгагене и Орхусе круглосуточно патрулируют наряды полиции.
Газета Jyllands-Posten стала известна во всем мире после того, как в 2005 году опубликовала серию из 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Рисунки, иллюстрировавшие редакционную статью о самоцензуре и свободе слова, вызвали в мусульманском мире взрыв негодования: одиннадцать исламских государств потребовали от правительства Дании извинений за публикацию, а в ряде стран Ближнего Востока прошли массовые беспорядки, приведшие к человеческим жертвам. Особую ненависть акция датской газеты вызвала у "Аль-Каиды" и афганских талибов, объявивших Jyllands-Posten одной из мишеней "священного джихада" и пообещавших крупное вознаграждение за убийство лиц, причастных к "оскорблению памяти пророка".
Угрозы исламистов в Дании восприняли очень серьезно: со времен "карикатурного конфликта" сотрудники Jyllands-Posten работают под постоянной охраной полиции и служб безопасности. Здания газетного комплекса обнесены километровой оградой с камерами видеонаблюдения, на входах стоят металлоискатели, а вся поступающая в редакцию почта перед распечатыванием сканируется. И эти меры безопасности отнюдь не напрасны: за прошедшее десятилетие спецслужбы Дании предотвратили несколько попыток террористических нападений на редакцию газеты. Кроме того, удалось сорвать ряд покушений на сотрудничавшего с Jyllands-Posten карикатуриста Курта Вестегорда, до сих пор вынужденного скрываться по тайным адресам из-за полученных угроз.
В датских СМИ вспоминают, что французский журнал, неоднократно публиковавший антирелигиозные карикатуры в адрес всех мировых конфессий, вдохновлялся примером Jyllands-Posten. За что и страдал – после того, как в ноябре 2011 года вышел специальный номер Charlie Hebdo, посвященный радикальному исламу, неизвестные забросали редакционное здание бутылками с зажигательной смесью. И в эти дни, отдавая дань памяти погибшим коллегам, многие европейские издания перепечатали рисунки из последнего номера сатирического еженедельника. Однако в выпуске Jyllands-Posten, посвященном террористическому нападению в Париже, не было опубликовано ни одной карикатуры из Charlie Hebdo. По словам руководства газеты, такое решение было принято в целях безопасности сотрудников издания:
– Истина заключается в том, что было бы совершенно безответственным публиковать сейчас старые или новые карикатуры на пророка. Многим не хотелось бы этого признавать – я же вынужден это сделать, хотя и весьма неохотно. Особая ситуация, в которой находится издание, заставляет нас переосмыслить способы подачи информации о парижской трагедии. И было решено сделать акцент на репортажах, аналитике и прогнозах развития событий, одним словом, классических журналистских добродетелях, – так объясняет ситуацию главный редактор Jyllands-Posten Йорн Миккельсен.
Осторожность коллег из Jyllands-Posten была воспринята в датских СМИ если не с одобрением, то с пониманием – издание по сей день находится на положении осажденной крепости. Однако "солидарность" и "свобода слова" для датчан вещи принципиальные – карикатуры из Charlie Hebdo перепечатала другая крупная датская газета, Berlingske. Среди иллюстраций, размещенных также на сайте газеты, есть сатирическое изображение пророка Мухаммеда и несколько сюжетов на тему шариата. Главный редактор Berlingske Лисбет Кнудсен в интервью Радио Свобода объясняет, почему для нее так важна публикация рисунков, стоивших, в конечном итоге, жизни ее французским коллегам:
– Вполне очевидно, что журналисты и художники-карикатуристы во все большей степени становятся целью терактов. Мы видим это в Сирии, где боевики "Исламского государства" публично убивают репортеров, отрезая им головы, мы знаем многочисленные случаи погромов редакций неугодных изданий, и вот теперь эта кошмарная история с расстрелом сотрудников сатирического журнала Charlie Hebdo. Со времен "карикатурного конфликта" медиа стали привлекательной мишенью для террористов, которые пытаются таким образом уничтожить свободу слова, лишив общество одной из базовых демократических ценностей. К великому сожалению, нападение на редакцию в Париже и убийство 12 человек – это одно из звеньев той же цепи.
– Высказываются мнения, что не следовало провоцировать религиозные чувства мусульман.
Мы живем в обществе, где существует право на свободу слова – это принципиальное условие для того, чтобы демократия работала
– Мы живем в обществе, где существует право на свободу слова – это принципиальное условие для того, чтобы демократия работала. А это значит, что у людей должна быть возможность высказывать сатирические или критические взгляды безотносительно того, идет ли речь о политике или религии. Лично я не считаю, что есть какие-то сакральные темы, на которые не распространяется свобода дискуссий. Но это не означает, что можно участвовать в дебатах, не неся ответственности за сказанное. Человек должен в любом случае отвечать за свои слова – только на этом условии дискуссия может быть качественной и полноценной.
– Но как, в таком случае, разграничить богохульство и дискуссионную полемику?
– В каждом конкретном случае решение этой задачи находится в компетенции главного редактора. В конце концов, есть датское законодательство о средствах массовой информации – в случае нарушения закона редактор несет полную ответственность за свои действия.
– С момента публикации карикатур на пророка Мухаммеда прошло десять лет. Какие уроки из случившегося извлекли датские журналисты? Можно ли сказать, что тональность датской прессы изменилась за это время?
– Изменилась в том смысле, что в своей работе мы налагаем на себя ограничения, к которым не прибегали ранее. После "карикатурного скандала" и связанных с ним событий в редакциях датских СМИ выработан четкий принцип: если кто-то публикует карикатуры, так или иначе связанные с исламом или пророком Мухаммедом, то каждое подобное решение тщательно взвешивается на предмет возможных последствий. И это серьезно отличается от того, что происходит при обычной редакционной работе.
Мы применяем особые критерии ко всему тому, что имеет отношение к исламу
Сказанное относится и к издательскому дому Berlingske – мы применяем особые критерии ко всему тому, что имеет отношение к исламу. Говоря другими словами, "карикатурный конфликт" отныне ставит перед любым шеф-редактором принципиальный вопрос, что выбрать приоритетом: свободу слова или безопасность своих сотрудников? Да, это самоцензура. И я понимаю, что в самоцензуре нет ничего хорошего, но я вынуждена признавать реалии сегодняшнего дня. Тем не менее в отдельных случаях редактор может принять принципиальное решение, что свобода слова превыше всего, даже несмотря на угрозу безопасности. Это именно то, что сделала наша газета, опубликовав 12 обложек с карикатурами из журнала Charlie Hebdo. Перепечатка этих рисунков не является акцией протеста. Мы публикуем их как документы журнала, с которым произошли такие страшные события. И наши читатели имеют право знать, что послужило причиной расправы в Париже, – говорит главный редактор датской газеты Berlingske Лисбет Кнудсен.