В 2015 году согласно принципу ротации во главе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе встала Сербия, а сербский министр иностранных дел Ивица Дачич выполняет обязанности председателя этой организации. Для небольшой страны, с трудом движущейся по пути реформ, страны, в адрес которой правозащитные организации регулярно высказывают замечания и претензии, такие полномочия – серьезный вызов.
ОБСЕ пытается взять на себя роль активного посредника в урегулировании конфликта на востоке Украины, ведь только эта международная организация имеет свой персонал вблизи зоны конфликта. Общие принципы ОБСЕ основаны на уважении либеральных европейских ценностей, с соблюдением которых есть проблемы и в Белграде. Сербия заявила о своем стремлении вступить в Европейский союз, но Белград, как считается, имеет в то же время тесные политические связи с Москвой, а российское экономическое влияние в балканской республике возрастает. Сербия не присоединилась к санкциям западных стран против России, однако продолжает считать Крым частью Украины.
Новый председатель ОБСЕ Ивица Дачич два десятилетия назад считался восходящей звездой Социалистической партии Слободана Милошевича и входил в ближний круг его сотрудников. Дачич несколько лет занимал пост пресс-секретаря партии, а в 2000 году возглавил столичное отделение СПС. После отстранения Милошевича от власти Социалистическая партия ушла в оппозицию, но в 2008 году вернулась во власть снова. Дачич, в тому времени уже лидер СПС, стал министром внутренних дел, а после выборов 2012 года возглавил правительство Сербии.
Несколько дней назад в Белграде Дачич, с апреля 2014 года – первый вице-премьер правтельства и министр иностранных дел Сербии, ответил на вопросы обозревателя службы вещания на языках народов бывшей Югославии РС-РСЕ Милоша Теодоровича. Вот некоторые фрагменты этой беседы, основная часть которой была посвящена возможностям Сербии как председателя ОБСЕ посредничать в урегулировании украинского кризиса:
– И в Москве, и в Киеве ожидают, что мы станем эффективным каналом коммуникации, честным, объективным и беспристрастным посредником в диалоге, – считает Ивица Дачич. – Процессом урегулирования пытается руководить трехсторонняя контактная группа, в которой ОБСЕ представлена личным посланником председателя организации Хейди Тальявини. И я в этом году, став во главе ОБСЕ, попросил Тальявини продолжить выполнение своих обязанностей. Мои недавние переговоры в Киеве, которые, по мнению многих, должны были сложиться непросто, проходили в очень корректной обстановке. Министр иностранных дел Украины Павел Климкин на пресс-конференции заявил: в Киеве не считают недостатком близкие отношения Белграда с Москвой. Напротив, если нам такое обстоятельство поможет в честном посредничестве, это будет позитивным для Украины развитием. А для Сербии новая миссия – возможность показать: мы серьезная страна, мы способны председательствовать в такой важной организации, как ОБСЕ. Между прочим, ОБСЕ – единственная международная организация, действительно присутствующая в конфликтной зоне.
– Как вам удастся сохранять политический баланс, не вызывая недовольства Москвы или Вашингтона?
На Сербию сейчас никто не смотрит с сомнением. Мы стали совершенно предсказуемым партнером, который держит слово и абсолютно ответственно относится к своим международным обязанностям
– Мы не будем вставать между сторонами конфликта или "болеть" за одну из сторон. У ОБСЕ есть свои принципы. Мы просто намереваемся добиваться, чтобы в любом случае происходила деэскалация конфликта. Поэтому я и сказал: для Сербии ее роль в ОБСЕ – большой вызов. 15 лет назад моя страна проводила референдум против присутствия представителей ОБСЕ в Косове, а сейчас мы председательствуем в этой организации. Это большая перемена. СФРЮ в свое время была среди учредителей общеевропеейской организации, а в период пребывания у власти в малой Югославии Милошевича членство моей страны в ОБСЕ было заморожено.
– В свое время вы как раз выступали за запрет для представителей ОБСЕ находиться на сербской территории. Какова разница между тогдашним Ивицей Дачичем – и Ивицей Дачичем, который теперь председательствует в ОБСЕ?
– Разница в том, что тогда я не был лидером партии и не мог навязать свое мнение или свое решение. Но все тогдашние решения необходимо рассматривать в контексте времени. Я к подобным решениям всегда относился как к вопросам тактики, такие решения принимались в целях выработки более выгодной переговорной позиции. Однако, думаю, тогда Белград совершил ошибку, определяя границу в конфликте своей страны с международным сообществом. Нельзя конфликтовать с международным сообществом, если это наносит вред твоей стране или твоему народу.
– В одном из комментариев после того, как Сербия заняла место председателя ОБСЕ, было замечено: "На Белград с сомнением будут смотреть и на Западе, и в России..."
– Я думаю, что на Сербию сейчас никто не смотрит с сомнением. Мы стали совершенно предсказуемым партнером, который держит слово и абсолютно ответственно относится к своим международным обязанностям. Внешняя политика Сербии должна в максимальной степени служить интересам сербского государства в целом. Наша внешняя политика должна помогать улучшениям в Сербии. А это означает, что внешняя и внутренняя политика связаны неразрывно.
– Украина остается едва ли не главной европейской проблемой. Означает ли это, что на Сербию в период ее председательства ОБСЕ возлагают особые надежды?
Известна наша позиция по Косову, поэтому мы выступаем за территориальную целостность Украины
– Недавно – вернусь к этому еще раз – я побывал в Киеве. Посетил и представительство ОБСЕ. Немедленно на стол передо мной положили географические карты. Знаете, ситуация в этой стране очень напоминает положение в бывшей Югославии. К сожалению, на территории Украины за короткий период времени случился серьезный конфликт. Напомню, что два года назад – перед Швейцарией – как раз Украина по ротации возглавляла ОБСЕ. В декабре 2013 года Совет министров стран-участниц ОБСЕ собирался в Киеве. Тогда вообще не было речи о конфликте такого масштаба. Именно поэтому я думаю, что на Украине рассчитывают на нас, зная, что в Сербии накоплен опыт диалога по подобным вопросам, в смысле поиска преодоления проблем…
– Какое разрешение конфликта на Украине вам представляется самым вероятным?
– Ожидаю, что у нас будет возможность способствовать политическому диалогу. В этом заключается смысл нашей работы в ближайшее время.
– Как в Москве отнеслись к тому, что Сербия признает Крым частью Украины?
– Я думаю, что любая другая позиция Сербии была бы непринципиальной, могла бы быть расценена как двойной аршин, которым в Белграде измеряют политику. Как двойной стандарт. Известна наша позиция по Косову, поэтому мы и выступаем за территориальную целостность Украины. С другой стороны, я не устаю повторять: многие страны не придерживались такого подхода, когда речь шла о территориальной целостности Сербии. Двойные стандарты ни к чему хорошему не приводят, и ситуация на Украине это подтверждает.
– Перейду к другой теме. Как вы, будучи председателем уважаемой международной организации, относитесь к закрытию бакинского бюро Радио Свобода – Радио Свободная Европа в Баку?
– ОБСЕ работает и в Азербайджане. Некоторые структуры нашей организации специально занимаются вопросами свободы слова и работы средств массовой информации. Бюро в Баку закрыто до того, как Сербия стала председателем ОБСЕ. В любом случае, мне хотелось бы, чтобы в любой стране – члене ОБСЕ вопросы свободы слова решались на основе принципов нашей организации.
– Сербия, кстати, в прошлом году сама была объектом критики ОБСЕ по вопросам свободы слова…
– Мы хотим, чтобы все спорные вопросы были разъяснены. Сербия выступает за абсолютное выполнение всех европейских стандартов и требований ОБСЕ, в том числе по вопросам свободы печати. Смысл существования ОБСЕ в том и состоит, чтобы пытаться разрешать путем диалога все проблемы, где бы они ни возникали и чего бы они ни касались, – заявил в интервью Радио Свобода – Радио Свободная Европа министр иностранных дел Сербии и председатель ОБСЕ Ивица Дачич.