Ссылки для упрощенного доступа

О вибрациях, но не только


Modern Jazz Quartet
Modern Jazz Quartet

Джазовый новый год, то есть утро первого января, это день рождения Милта Джэксона. Было бы оплошностью начать прямо с него, так как Милт Джэксон третий выдающийся вибрафонист в джазовой традиции. Первые два это Ред Норво и Лайонел Хэмптон. Вот от них и нужно, в буквальном смысле, танцевать.

Добрый день, вечер или ночь. Надеюсь, что переправа на новый берег, в 2015-й, была не трудной. Для тех, кто до сих пор находится в радужном, праздничном тумане, поджидая следующие две даты (седьмое и тринадцатое января), напомню, что это «Время Джаза», доставляемое на дом волнами «Свободы» или спутниками HotBird и AsiaSat-7. Вы можете так же слушать нас без помех и в любое удобное для вас время с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в спланировавшим в будни Париже – ваш ДС.

The One I Love Belongs To Somebody Else – 5:59 (Red Norvo Combo - Vibes A La Red – Progressive Rds)

ДС: - «The One I Love Belongs To Somebody Else», «Та, которую я люблю, принадлежит другому…» - композиция Исхэма Джоунса и Гаса Кана. Ред Норво – вибрафон и лидер; Хэнк Джоунс – рояль; Милт Хинтон – контрабас и Джо Джоунс – ударные. 74 год, Нью-Йорк.

Вибрафон или вибра-арфа появился на свет в 1916 году. Он был изобретен Херманом Винтерхофом. Он был наследником мексиканской маримбы и ксилофона, на котором играли в Африке, в Мали, уже в четырнадцатом веке. Есть неподтвержденные сведенья, что ксилофон существовал в девятом веке на юго-востоке Азии. Но если ксилофон (xylo – дерево по-гречески; phon – звук) был инструментом, состоящим из деревянных планок, вибрафон вошел в группу идиофонов, ударных музыкальных инструментов с определённой высотой звучания, который отличался от маримбы и ксилофона, помимо диапазона, наличием металлических клавиш. Обычно их делают из полутвердого сплава алюминия и расположены они по принципу фортепианной клавиатуры. Электромотор – современная часть вибрафона. Он приводит в действие лопасти, которые открывают и закрывают отверстия в резонаторах (полых, металлических трубах, имеющих дно в нижней части), расположенных под клавишами и создающих эффект вибрации и, не менее важно, объемность звучания. Вибрафон оборудован общим глушителем, демпфером, на всю клавиатуру, который приводится в действие ножной педалью. Это сложное и хрупкое устройство держится на трапециевидной раме с ножками на колёсах. То есть вибрафон можно угнать. Но – недалеко.

On Green Dolphin Street – 5:11 (Red Norvo Combo - Vibes A La Red – Progressive Rds)

ДС: - “On Green Dolphin Street», «На Зеленой улице Долфин» - Бронислава Кейпера. Он сочинил музыку к одноименному, 47 года, фильму Виктора Сэвилла. Нед Вашингтон написал слова на музыку Кейпера. Песню эту исполняли Нэт-Кинг-Коул, Сара Вон, Дайна Вашингтон, Анита О'Дей, Джо Уильямс, Мел Торме, Тони Беннет, а в наши времена – Кассандра Уилсон. Она прозвучит после нашего традиционного напоминания, но сначала всё же состав: Ред Норво вибрафон и лидер; Джимми Роулес – рояль; Ллойд Эллис – гитара; Джин Черико – контрабас и Доналд Бейли – ударные. 75 год, Голливуд.

Вы слушаете первый в новом году выпуск «Времени Джаза» на волнах «Свободы», со спутников HotBird и AsiaSat-7 и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС. Вот обещанная «Dolphin Street» со словами:

On Green Dolphin Street – 3:05 (Sarah Vaughan - Complete Roulette Studio Sessions)

ДС: -«On Green Dolphin Street» - Сара Вон и оркестр Квинси Джоунса, 62 год. Вернемся к контролируемым вибрациям.

Первый вибрафон был выпущен компанией «Лиди» в 21 году; планки этого вибрафона были стальными. В 27 году корпорация «Джей Си Дигэн» выпустила вибрафон конструкции Хэнри Шлютера с алюминиевыми планками. Этот вибрафон звучал менее резко, скорее mellow, мягко. Не буду вдаваться во все технические детали, скажу лишь, что на первых вибрафонах играли – ударники. Слово «играли», как я понимаю, неверно, потому, что в те ранние тридцатые вибрафон все же был экзотикой, и ударник в конце исполнения пьесы подходил к вибрафону и наносил один единственный удар. Опять же – новизны и вибрации ради.

Первыми вибрафонистами в полном смысле этого слова были басс-саксофонист Эдриан Роллини и пианист, ксилофонист, мэтр маримбы и композитор Кеннет Норвил, он же Ред Норво. Йохаим Берендт писал, что «… инструменты перкуссии обычно используют, как инструменты ритма. Но если умудриться добавить к инструменту чисто ритмическому возможности развития мелодии, то получился бы идеальный джазовый инструмент. В этом смысле вибрафон – идеальный инструмент. Но звучание вибрафона может меняться лишь опосредованно под воздействием подвижного электрического вибрато или под влиянием электронастройки. Или (варианты) – силы удара, или - сенситивности удара.» КЦ.

И вот здесь и проходит граница между Редом Норво, игравшим именно сенситивно, как пианист, и Лайонелом Хэмптоном, игравшим с бешенной силой.

Voice of the North – 8:51 (Lionel Hampton and His French New Sound – Barclay)

ДС: - “Voice of the North», «Голос Севера» - композиция и септет Лайонела Хэмптона. LP этот был записан 19 марта 55 года в доме, который я в данный момент вижу в окне. Это парижская Schola Cantorum, частная школа пения, Школа Музыки и драматических искусств, основанная в 1894 году дабы стать противовесом парижской консерватории. В послевоенные годы и вплоть до наших дней Schola Cantorum была и остается действующей студией звукозаписи. Не только Лайонел Хэмптон записывался здесь, но и Диззи Гиллеспи, и Майлз Дейвис .

В данном случае Лайонел играл с компатриотами: корнетистом Нэтом Эддерли, трубачом Бенни Бейли и мэтром валторны Дэйвидом Эмрамом. И с французскими джазменами: кларнетистом Морисом Мюнье и баритон-саксофонистом Уильямом Букая. В ритм-секцию входили: пианист Рене Ютрежер, контрабасист Ги Педерсен и ударник Жан-Батист Рейе.

Ред Норво родился 31 марта 1908 года в Биэрдс, Иллинойс. В семнадцать лет, освоив игру и на пианино, и на ксилофоне, он отправился в Чикаго, где в 1925 году собрал небольшое комбо, причем играл он на мексиканской маримбе. Это была проба пера. Джаз же начался с оркестра Пола Уайтмэна, затем Бенни Гудмэна, Чарли Барнета и Вуди Хэрмэна. Норво аккомпанировал Милдред Байли (ставшей его женой), Билли Холидей, Дайне Шор, Фрэнку Синатре и многим другим звездам вокала. В 43 году он изменяет ксилофону с вибрафоном, а в 49 году собирает трио с Чарли Мингусом на контрабасе и Тэлом Фарлоу – на гитаре.

Лайонел Хэмптон по кличке «Хэмп» родился почти что на месяц позже Норво – 20 апреля 1908 года в Луизвилле, Кентуки. Его диапазон был шире, чем у Норво: прежде всего он был ударником, затем певцом, пианистом и вибрафонистом. Ему не нужно было катить в Чикаго, он там рос и ходил в школу, где из него и сделали ударника каптруда. Мальчиком он играл в местном оркестре под руководством майора Кларка Смиса. Профессионально он начинал как певец, затем получил работу в оркестре Лес Хайта и аккомпанировал Сатчмо. С Армстронгом он записал 16 октября 1930 года свое первое соло на вибрафоне. Как и Норво, он играл у Гудмэна, затем у Дюка, у Бейси, у Джимми Лансефорда и Кэба Кэллоуэя. С сорокового года Лайонэл играл регулярно с молодыми звездами джаза: от Клиффорда Брауна, Арта Фармера и до Декстера Гордона и Иллиноя Джэкета.

Норво попадает в категорию, описанную Берендтом, вибрафонистов, способных сочетать удар с гармоническими модуляциями. Хэмп был мощным, бешенным вибрафонистом, умевшим создавать крайнее напряжение, немыслимо виртуозные фигуры и тугой плотный свинг.

Будем считать, что краткое предисловие закончено. Их было трое: Норво, Хэмп и, о чем я предупредил, родившийся первого января 1923 года в Детройте, Мичиган, Милт Джэксон.

Вы лично настроены на волну «Свободы». Технически это быть может достойный уважения коротковолновик, но быть может спутниковый прием через HotBird или AsiaSat-7 вам тоже знаком. В противном, но приятном, случае вам остается лишь наш сайт www.svoboda.org. Что не так уж плохо! У микрофона в городке на Сене – ваш ДС.

Ain't But a Few of Us Left - 7:26 (M.Jackson & O.Peterson - Ain't But a Few of Us Left – Pablo)

ДС: - «Ain't But a Few of Us Left», «Нас осталось не так уж много…» - композиция Милтона Джэксона по кличке «Bags», «Мешки» - мишки под глазами, кличка заработанная в армии, вернее в период дембеля, когда «Bags» подсадил почки непомерными возлияниями. Его имя Милтон так же изменилось и стало Милтом. Итого: Милт Джэксон.

Это сравнительно поздняя запись, 30 ноября 81 года, студия звукозаписи «Atlantic», Нью-Йорк. Оскар Питерсон – рояль; Рей Браун – контрабас; Грейди Тейт – ударные и Милт – вибрафон. На этой записи он и Оскар были лидерами.

Милт или «Bags» несомненно превзошел Норво и Хэмпа в мастерстве, виртуозности и популярности. Вибрафонисты нового поколения (Бобби Хатчерсон и Гари Бёртон) до него не дотягивают. Милт Джэксон более пятидесяти лет держал пальму первенства. Он с одинаковым блеском мастерства и таланта играл и бибоп, и блюзы, и баллады. Технически секрет Милта заключался в том, что он настроил осциллятор своего вибрафона на 3,3 оборота в секунду, в отличие от Хэмптона, который настраивал осциллятор на 10 оборотов в секунду. Это давало новый, мягкий, глубокий, приближающийся к тембру человеческого голоса, звук инструмента и выразительное вибрато в любимых музыкантом медленных 12-тактовых блюзах.

Родился он 1-го января 1923 года в Детройте, штат Мичиган, и, как почти все афроамериканцы, впервые услышал музыку в церкви. Он начинал на гитаре, на скрипке, в одиннадцать лет перешел на фортепьяно, а через несколько лет открыл для себя вибрафон. Точно так же, как и Хэмп, он стартовал в роли вокалиста в госпел-квартете «Evangelist Singers». Диззи Гиллеспи выпала честь открыть Милта. Это произошло в детройтском клубе и вскоре «Bags» играл сначала в секстете Диззи, а затем в его большом оркестре. На дворе был 46 год, Милт выпустил диск с Гиллеспи и превратился в джазмена, который был нарасхват. О дальнейшем можно не рассказывать, можно лишь добавить, что он играл и записывался со всеми гениями эпохи: от Паркера и Монка, до Трейна и Вуди Хэрмэна. В оркестре Диззи он познакомился с пианистом Джоном Льюисом, который учился в манхэттенской школе музыки и собирался стать антропологом. Вечерами же Джон играл джаз. Льюс стал главной фигурой в квартете Милта Джексона, квартете, который 22 декабря 52 года стал называться MJQ, «Современным Джазовым Квартетом».

Bachianas Brasileiras - 5:44 (MJQ - The Sheriff – Atlantic)

ДС: - «Бразильские Бахианы» Эйто́ра Ви́лла-Ло́боса или Вилла-Лобоша. Как верно заметил Скотт Яноу, лучшие свои соло Милт сыграл именно в составе MJQ, где Джон Льюис поприжал его дисциплиной. Милт был из тех гениев, что еще лучше проявляют талант под давлением в пять атмосфер. Состав: Милт – вибрафон; Джон Льюис – рояль; Перси Хис – контрабас и Конни Кей – ударные. Диск «Шериф» был записан между маем и декабрем 63 года для «Atlantic».

Я вынужден прервать рассказ о Милте Джэксоне, потому что из Флориды с небольшим опозданием пришло сообщение о том, что в Панама-Сити на 91 году жизни скончался один из величайших кларнетистов ХХ века Бонифас Фердинанд Леонардо ДеФранко. Бадди, как все его звали, Бадди ДеФранко занял в истории джаза срединное место между Бенни Гудмэном и Эдди Дэниэлсом. Скотт Яноу считал его лучшим кларнетистом пост-свинговой эпохи. Бадди ДеФранко 20 раз завоевывал призовые места журнала «Даунбит», он был награжден премией Национального Фонда Искусств США и объявлен в 2006 году Центром исполнительских искусств имени Джона Кеннеди «Живой Легендой». Это лишь начало длинного списка премий и наград Бадди ДеФранко.

Напомню, что вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий.

Buddy's Blues – 9:04 (Buddy DeFranco - Mr. Clarinet – Verve)

ДС – «Buddy's Blues», «Блюз Бадди» - композиция ДеФранко, который (кларнет) играл с Кенни Дрю – рояль; Милтом Хинтоном – контрабас и Артом Блейки – ударные. Долгоиграющая пластинка, LP, была записана для «Verve» 15 мая 53 года, Нью-Йорк.

ДеФранко родился 17 февраля 1923 года в небольшом городке штата Нью-Джерси - Камден. Вряд ли на судьбу кларнетиста повлиял тот факт, что в начале прошлого века именно здесь находился центр американской звукозаписывающей промышленности и была прописана та самая собачка возле граммофона, которая называлась «Голос его (ее) хозяина»…

В 14 лет Бадди выиграл любительский конкурс, спонсированный бандлидером, тромбонистом и трубачом Томми Дорси, братом Джимми. По окончанию школы Бадди начал играть в оркестре Томми, затем у Джина Крупа и Чарли Барнета. В послевоенные годы он вернулся к Дорси, какое-то время играл у Каунта Бейси, а затем иммигрировал в бибоп.

В начале пятидесятых быть кларнетистом означало потенциальный bad luck, неудачу. Публика устала от кларнета. Бенни Гудмэн сыграл всё, что могло бы быть сыграно на этом инструменте. Арти Шо помог прикончить кларнет. Но Бадди был настолько феноменален, что умудрился привить кларнет к бибопу и дать ему новую жизнь. Увы, время мое кончается и я лишь добавлю, что ДеФранко всё еще выступал два года назад.

I Can't Get Started – 5:36 (Buddy DeFranco - Cooking The Blues – Verve)

ДС: - «I Can't Get Started», «Не могу начать» - Вернона Дюка. Бадди ДеФранко – лидер и кларнет; Сонни Кларк – орган; Тэл Фаролу – гитара; Джин Райт – контрабас и Бобби Уайт – ударные. 26 августа 54 года, Лос-Анджелес.

Мир тебе, Бадди!

На этом первый выпуск «Времени Джаза» 2015 года подошел к концу. Звукорежиссер «Времени» Илья Бобчинецкий. Автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Всех вам благ, незлых морозов, чао, бай-бай!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG