Ссылки для упрощенного доступа

Не пить, замедлиться и отсвечивать


Водитель и инспектор ГИБДД
Водитель и инспектор ГИБДД

Какие изменения ждут автомобилистов и пешеходов в 2015 году

2015 год станет для российских автовладельцев годом нового "закручивания гаек". Это проявится не только в ужесточении правил дорожного движения, но и в других сферах – например, подорожает обязательная страховка гражданской ответственности, повысится транспортный налог для старых машин, а власти Москвы могут ввести платный въезд в город. Есть и нововведение для пешеходов: они будут обязаны носить светоотражающие элементы для повышения своей заметности на дороге.

Последнее заметное послабление для российских автовладельцев относится к президентству Дмитрия Медведева – это отмена так называемого "нулевого промилле", то есть норма, предусматривавшая небольшое допустимое содержание алкоголя в крови водителей. Как и многие другие "либеральные" начинания тогдашнего президента, а ныне премьер-министра, оно было отменено с возвращением в Кремль Владимира Путина. С тех пор гайки для российских автовладельцев последовательно закручивались. Не станет исключением и 2015 год.

Эксперты считают, что статистика ДТП свидетельствует о бесполезности ужесточения мер против пьяных водителей
Эксперты считают, что статистика ДТП свидетельствует о бесполезности ужесточения мер против пьяных водителей

Основная часть изменений в правила дорожного движения вступит в силу с 1 июля. Сильнее всего нововведения коснутся водителей, вторично пойманных за рулем в состоянии алкогольного опьянения: теперь это нарушение повлечет за собой не административную, а уголовную ответственность. Тем, кто просто попадется инспекторам ГИБДД "под мухой", будет грозить лишение свободы на срок до 2 лет. Если при этом произойдет ДТП, в котором погибнут люди, суд может назначить наказание в виде лишения свободы сроком до 7 лет. Кроме того, вернуть права, которые у вас отняли за вождение в нетрезвом виде, можно будет только после пересдачи экзамена на знание ПДД.

Руководитель общественного движения "Федерация автовладельцев России" Сергей Канаев отмечает в разговоре с Радио Свобода, что, несмотря на ужесточение репрессивных мер против пьяных водителей в последние годы, статистика дорожно-транспортных происшествий с их участием не улучшается:

Сергей Канаев
Сергей Канаев

– Вопрос не в том, что делать, а в том, как это будет воплощено в жизнь. Мы не согласны с тем, что те ужесточающие меры, которые вводятся, как-то повлияют на безопасность дорожного движения. Это подтверждают последние исследования и статистика. Количество пьяных за рулем и количество ДТП с их участием увеличивается, несмотря на все ужесточения наказания для них. Мне кажется, здесь нужна более гибкая система. Но пересдачу теоретического экзамена при возврате прав, отобранных за "пьянку", мы считаем абсолютно разумным шагом. В некоторых странах в этом случае надо пересдавать и практический экзамен. Люди не всегда боятся материального наказания, порой для них важнее перспектива потери времени и психологический дискомфорт от необходимости пересдавать экзамен.

Еще одно важное изменение в привычные правила пока находится только в проекте, но уже вызвало горячие споры – это возвращение штрафов за незначительное превышение скорости. С 2013 года превышение скорости менее чем на 20 километров в час не наказывается вообще – там, где висит знак "60", фактически можно ехать со скоростью 80. В августе 2014 года первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов поручил ГИБДД разработать поправки в законодательство, которые вернут штраф за превышение скорости на 10 и более километров в час. Его поддержала автоинспекция, заявив, что с 2013 года число ДТП, произошедших по вине превышавших скорость водителей, выросло. Вскоре соответствующие поправки в закон были внесены в Госдуму депутатами законодательного собрания Ивановской области. Несмотря на то что они были отклонены профильным комитетом, вероятность такого ужесточения правил по-прежнему широко обсуждается. Противники этого шага говорят, что нынешние правила спасают автомобилистов от погрешностей при измерении скорости камерами на дорогах, а по словам автомобильного журналиста Сергея Асланяна, России с ее огромными расстояниями и вовсе следовало бы перенять германский опыт и отменить ограничения скорости на некоторых дорогах:

Сергей Асланян
Сергей Асланян

– Это не имеет никакого отношения к безопасности, а имеет отношение только к наполнению бюджета и кошельков гаишников. Чем меньше люфт (между формальным ограничением скорости и скоростью, за которую реально штрафуют. – РС), тем выше возможность заработка и у гаишника, который стоит на обочине, а у нас на обочине по-прежнему достаточно много их кормится, и у властей, которые поставят камеру для того, чтобы регистрировать превышение скорости. Эти 10 километров в час или 15 километров в час – они к безопасности дорожного движения не имеют никакого отношения. У нас летом 2014 года было расширенное заседание, на котором решался вопрос – на каких трассах можно поднять лимит скорости до 100, 110, 130 километров в час, там, например, где асфальтовое покрытие дороги это позволяет. Там были представители ГИБДД, Росавтодора, Минтранса. Они пришли к удивительному выводу, который был опубликован, но нашим обществом пропущен. Во-первых, они сошлись на том, что увеличение скорости не имеет никакого отношения к безопасности, а во-вторых, именно оно и способствует экономике России. Размер нашей страны не позволяет ехать медленно. Я считаю, что у нас на дорогах вообще не должно быть ограничения скорости, сколько можешь – с такой скоростью и езжай, как это сделано в Германии на безлимитных автобанах. Причем в Германии, если кто не знает, эти автобаны были построены до Второй мировой войны. И почему-то при всем несовершенстве техники – ведь в те времена не было ни подушек безопасности, ни ABS – германская нация не погибла от превышения скорости. А нам рассказывают, что когда ты на 10 километров в час превысил скорость – это преступно, эти небезопасно, и только государство может помочь вам избавиться от этого неоправданного риска. В Германии сейчас можно ездить на автомобилях со скоростью и 200 километров в час, и 300, и все равно все немцы никак не могут погибнуть, несмотря на всю эту безалаберность, – иронизирует Сергей Асланян.

Извещение о нарушении скоростного режима, зафиксированном дорожной камерой
Извещение о нарушении скоростного режима, зафиксированном дорожной камерой

Не поддерживает возвращение штрафов за небольшое превышение скорости и глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

– Эту норму лоббируют наши многоуважаемые гаишники. Их интерес понятен, потому что сегодня люфт в 20 км/ч позволяет многим автомобилистам уйти от наказания. Для того чтобы пополнить бюджет, будут вводить 10-километровый рубеж, за которым будут штрафовать. К безопасности это не имеет никакого отношения. Если речь идет о городах, никто не мешает на конкретных улицах, на конкретных перекрестках, там, где это действительно создает опасность, снижать разрешенную скорость хоть до 60, хоть до 5 километров в час.

Из тех нововведений для автомобилистов, которые напрямую не касаются правил дорожного движения, в 2015 году можно отметить повышение стоимости обязательной страховки гражданской ответственности – впрочем, повысится она вместе с максимальными суммами выплат. Компенсация за ущерб автомобилю вырастет с нынешних 120 тысяч до 400 тысяч рублей, за вред жизни и здоровью пострадавшего – со 160 тысяч до 500 тысяч. Скорее всего, в 2015 году будет по-новому рассчитываться и транспортный налог. Фактически он превратится из транспортного в экологический, то есть будет начисляться в зависимости от экологической чистоты и возраста автомобиля. Для владельцев дорогих автомобилей (стоимостью более 3 миллионов рублей) будет применяться повышенный коэффициент. Впрочем, квитанции с новыми суммами платежей придут автовладельцам только в 2016 году.

В 2014 году в Москве была расширена зона платной парковки, в 2015-м, как ожидается, будет установлена плата за въезд в Москву
В 2014 году в Москве была расширена зона платной парковки, в 2015-м, как ожидается, будет установлена плата за въезд в Москву

Еще одно возможное новшество, которое ударит по кошелькам автомобилистов, касается Московского региона. Речь идет о планах столичных властей ввести платный въезд в город. В прессе называлась даже сумма, которую предположительно придется платить за пересечение Московской кольцевой автодороги, – 200 рублей. По одним данным СМИ, эта идея уже получила одобрение на самом высшем уровне – в Кремле, по другим – ее пока не одобрили даже в самой мэрии. Тем не менее, для всех московских и подмосковных автомобилистов очевиден тот факт, что введение платной парковки и строительство новых дорог к улучшению транспортной ситуации в городе не привело, в ноябре и декабре 2014 года 8-9-бальные пробки (по измерениям "Яндекса") зачастую начинались в столице уже в 5 часов вечера. Несмотря на это, журналист Сергей Асланян выступает категорически против идеи платного въезда в Москву – по его мнению, это будет способствовать распаду России, которая должна брать пример не с европейских, а с некоторых азиатских стран – таких как Монголия и Северная Корея:

Нельзя в России делать ничего, что ведет к дифференциации населения и к феодальному дроблению страны

– Платный въезд недопустим, так же как недопустима плата за любую дорогу, в любом городе, на любом отрезке шоссе в нашей стране. Нельзя в России делать ничего, что ведет к дифференциации населения и к феодальному дроблению страны. За последние 1000 лет мы еще западом не стали. Если мы почему-то хотим брать кальку с заграничного опыта, то надо исходить из сопоставимости реалий. Мы до этих стран и городов, где есть платный въезд в города, пока, мягко говоря, не дотягиваемся. Мы должны признать, что все-таки мы азиаты, и по своему укладу, менталитету, степени экономических успехов должны ориентироваться на опыт Пхеньяна или Улан-Батора. Вот в Улан-Баторе въезд куда-нибудь платный есть? Нет. Если наше государство пытается как-то решить проблему переполненности Москвы автомобилями, путь тогда сделает так, чтобы пригодным к проживанию был не единственный город на всю страну, а вся страна целиком. У нас самая большая страна в мире, а жить почему-то получается только в одном городе.

В 2014-м году 9-10-балльные пробки зачастую начинались уже в 5 часов вечера, а заканчивались за полночь
В 2014-м году 9-10-балльные пробки зачастую начинались уже в 5 часов вечера, а заканчивались за полночь

Сергей Канаев настроен не столь радикально и считает, что принять непопулярное решение о платном въезде в Москву рано или поздно придется:

– С учетом того, что в Москве пребывает ежегодно 400 тысяч автомобилей, я считаю, что рано или поздно это будет неизбежно. Чтобы избавить Москву от пробок, есть не так много вариантов: это строительство дорожно-уличной сети, интеллектуальная система организации движения, а также ограничение въезда автомобилей на эту территорию. Интеллектуальная транспортная система уже создана, в скором времени она начнет работать, но эффективность ее работы не превысит 5-20%. Что касается дорожной сети, то в Москве ее просто негде делать, а там, где это возможно, не всегда жители согласны с тем, чтобы у них под окнами в два яруса ездили автомобили. Те развязки, которые сейчас строятся, это уже предел. Решение о платном въезде в Москву будет рано или поздно принято, вопрос лишь в том, кто возьмет на себя ответственность. Скорее всего, это свалят на Ликсутова и Департамент транспорта, но вопрос этот политический, и я думаю, что он будет решен. Никто не хочет платить, но перераспределение транспортных потоков с помощью коэффициентов, которые делают дороже въезд в утренние часы пик, это одна из самых эффективных систем такого рода в мире, – говорит глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Изменения в ПДД в 2015 году будут не только для автомобилистов, но и пешеходов. Так, с 1 июля 2015-го их обяжут носить в темное время суток светоотражающие элементы – так называемые "фликеры". Правда, коснется эта новация лишь тех, кто идет по обочине неосвещенной дороги вне населенного пункта. Размер штрафа за отсутствие "фликера" пока не утвержден. Подобное правило действует во многих европейских странах, но в российской глубинке будет воспринято со смехом, – говорит Сергей Асланян:

Можно заставить гаишников ловить пешеходов, у которых на телогрейке, на валенках или на ушанке нет фликеров, и посмотреть, сколько после этого выживет самих гаишников

– Косвенно это имеет отношение к безопасности, да. Но вот в Финляндии, например, вместо того чтобы просто взять и расстрелять всех тех, кто не виден на дороге, пошли по другому пути и законодательно запретили продажу одежды, не имеющей этих фликеров, катафотов и других световозвращающих элементов. Хотя в нашей стране, где половина населения ходит в телогрейках, доставшихся от дедушки, нет оснований полагать, что человек пойдет и купит ту одежду, которая обезопасит его на обочине жизни или на его колхозной грядке. Сама по себе идея, может быть, и имеет рациональное зерно, но поскольку она калькирована с Европы, к которой мы отношения не имеем, то не учитывает менталитет, платежеспособность людей и другие реалии нашей страны. Можно, конечно, ввести штраф и тем самым помочь гаишникам, которые в провинции совсем голодают, ловить пешеходов, у которых на телогрейке, на валенках или на ушанке нет фликеров, и посмотреть, сколько после этого выживет самих гаишников. Тайга ведь штука такая, там иногда 5 лет могут искать и не найти человека. Тренировать население бесполезно. Создайте условия, как в Арабских Эмиратах или в Бельгии, где 100% дорог имеют искусственное освещение, и не стоит вопрос, что пешеходы почему-то не приметны на фоне серого асфальта, – считает автомобильный журналист Сергей Асланян.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG