В Пакистане в ближайшие недели начнутся казни примерно 500 человек, признанных виновными в террористической деятельности. Исламабад заявил, что действовавший в стране с 2008 года мораторий на исполнение смертных приговоров отменяется. Ранее Пакистан, вместе с Китаем, Ираном и США, входил в число мировых лидеров по использованию смертной казни.
Правительство Пакистана заявило об отмене моратория на смертную казнь через несколько дней после нападения 16 декабря группы талибов на школу и военный колледж в Пешаваре, столице провинции Хайбер-Пахтунхва, в результате которого погибли 132 несовершеннолетних подростка и 9 учителей. Однако министр внутренних дел страны Чоудри Нисар Али-Хан в официальном заявлении, сделанном 21 декабря, подчеркнул, что решение было принято еще до этого события и что премьер-министр Пакистана Наваз Шариф не колеблясь подписал его на следующий день после теракта в Пешаваре:
– Министерство внутренних дел полностью подготовилось к этому процессу. Мы изучили дела всех 450 обвиняемых, на самом деле, почти 500, которые уже довели до изнурения нашу юридическую систему своими прошениями о помиловании. Все они были рассмотрены и отклонены президентом. Решение начать приводить смертные приговоры в исполнение было принято премьер-министром мгновенно. Казни должны начаться очень скоро, в течение нескольких недель.
С момента отмены моратория были казнены уже шесть человек – в строжайше охраняемой военной тюрьме города Фейсалабад. Четверых из них, в том числе 34-летнего гражданина Российской Федерации, известного как Ахлас Ахлак Ахмед, а также под кличкой Русси (его русская мать живет в Волгограде, а отец-пакистанец в Лахоре), в 2005 году военный трибунал признал виновными в причастности к организации покушения 25 декабря 2003 года на тогдашнего президента страны и фактически военного диктатора Первеза Мушаррафа.
В тот день в городе Равалпинди президентский кортеж был атакован двумя грузовиками, начиненными взрывчаткой, за рулем которых находились смертники. Одна машина сперва задавила насмерть полицейского, а затем сумела подорвать автомобиль, в котором находился шеф армейской разведки Пакистана генерал-лейтенант Надим Тадж. Второй грузовик также взорвался, но в целом кортеж Мушаррафа не пострадал. Погибли 14 случайных прохожих, еще сорок человек были ранены. Следствие по этому делу шло в условиях высшей секретности, и точное число арестованных по нему официально не объявлено до сих пор.
Министр внутренних дел страны Чоудри Нисар Али-Хан, выступая с заявлением об отмене моратория на смертную казнь, подчеркнул, что все боевики, атаковавшие 16 декабря учебное заведение в Пешаваре, были гражданами Пакистана, и добавил, что спецслужбы только что арестовали нескольких человек, подозреваемых в причастности к подготовке этого нападения. Он также призвал всех пакистанцев помочь армии и правоохранительным органам страны в борьбе с терроризмом:
– Если вы замечаете любую подозрительную активность – немедленно сообщайте в полицию. Если на собрании в мечети вы слышите странные речи – сообщайте в полицию. Владельцы гостиниц и частных домов – проверяйте своих будущих жильцов прежде, чем вы предоставите им крышу над головой!
Чоудри Нисар Али-Хан, кроме того, обратился к журналистам с просьбой воздержаться, как он выразился, "от предоставления террористам возможности объяснять мотивы своих преступлений" и призвал продавцов услуг мобильной связи также проверять всех своих клиентов.
Официальным способом казни в Пакистане является повешение. Смертная казнь в Пакистане применялась очень часто и широко до введения моратория 2008 года, после которого в стране не был повешен ни один человек. Сегодня решение Исламабада резко критикуют ведущие международные правозащитные организации, Amnesty International и Human Rights Watch.
"Пакистанские власти предпочли удовлетворить свои самые мстительные и кровожадные инстинкты, вместо того чтобы постараться отыскать и привлечь к ответственности исполнителей ужасного нападения в Пешаваре", – заявил один из представителей Human Rights Watch. По данным правозащитников, за последние годы в Пакистане смертные приговоры (с отсрочкой из-за действовавшего моратория) были вынесены более чем 8200 осужденным, из которых более тысячи обвиняются в террористической деятельности.