Напомню: Михаил Ходорковский в рамках мероприятий своего проекта "Открытая Россия" встретился с представителями либеральной оппозиции Петербурга. Темой дискуссии стала тема "Выборы: бойкот или участие?" Напомню: встреча доставила немало беспокойства питерскому ГУВД, сотрудники которого на протяжении полутора часов не оставляли попыток очистить (естественно, ради спасения участников от возможного взрыва) помещение, в котором проходила дискуссия. На все уговоры покинуть зал участники дискуссии реагировали вяло, а упорство сотрудников правоохранительных органов через некоторое время просто начало вызывать смех. Ни отключенное электричество, ни завывающая сирена, ни сообщение о "возможной бомбе" не уменьшили желания политиков, прошедших через горнило российских муниципальных выборов, поделиться мыслями о необходимости и дальше бороться на выборах, несмотря ни на что.
Казалось бы, для того чтобы сказать все это, не нужно было собираться, не нужен был телемост, не нужно было слушать вой сирен и иронизировать по адресу беспомощных сотрудников полиции, явно испытывающих дискомфорт от уготованной им бессмысленной роли. Собираться действительно было не нужно для того, чтобы поделиться мыслями друг с другом, – но нужно было это все сказать российскому обществу.
Общество остается глухо к оппозиции и слепо к нынешней власти
Нынешнее российское общество похоже на шаловливого подростка, родители которого (уверяю вас, они находятся не на Западе) пытаются уберечь его от больших неприятностей. Подростка, который еще не научился себя понимать и рефлексировать, которому нужна постоянно обратная связь – из телевизора, газеты или интернета. Подростка, который связался с дурной компанией, но сам этого не понимает, продолжает играть в игры, которые с каждым днем подводят его все ближе к пропасти. Но он, подросток, остается глух ко всем мольбам и предостережениям.
Я убежден: данная встреча была нужна для того, чтобы сказать российскому обществу следующее. Оппозиционные политики его не бросят, они продолжают его любить, несмотря на шалости и безразличие, несмотря на то что общество остается глухо к оппозиции и слепо к нынешней власти. Они его любят, потому что не любить свое дитя нельзя. Нынешняя же система власти ведет себя прямо противоположным образом: контролирует и поучает общество, не дает принимать решений, не доверяет, настолько боится быть отвергнутой, что превращается в жесткого родителя, требующего почитания и послушания. Как долго российское общество – в том числе и молодая его часть – будет готово принимать такое обращение?
Российский политический класс может потерять российское общество – и мы все этого боимся. Но в силу и способности этого общества нужно верить! Так же, как нужно верить в подростка, который рано или поздно может сделать правильный выбор. Я уверен, что российское общество находится на последней грани взросления, но ему нужен еще один толчок. Этот толчок нынешняя власть дать не может, потому что взросление подразумевает право на принятие самостоятельных решений.
Анатолий Канюков – политик, социал-демократ, живет в Санкт-Петербурге