Украинские власти не отказываются от обеспечения неподконтрольных им территорий Донбасса газом и электричеством, но сокращают транспортное сообщение с ними и уже блокировали их финансово.
С 1 декабря все государственные органы и финансовые учреждения Украины, согласно решению правительства, прекращают работу на части территорий Донбасса, подконтрольных сепаратистам. Уже несколько месяцев украинские пассажирские поезда не доходят до Донецка и Луганска, их маршруты заканчиваются в городах Донбасса, освобожденных бойцам АТО. Пока все еще в зоне конфликта курсируют автобусы. Местное население опасается, что в ближайшее время может быть перекрыто любое транспортное сообщение с непризнанными республиками. Однако главная проблема жителей контролируемых сепаратистами территорий касается сейчас не работы транспорта, а того, что они могут остаться без средств к существованию. С 1 декабря там прекращаются все социальные выплаты. Как отметил украинский премьер-министр Арсений Яценюк, “пока территории Донецкой и Луганской областей будут контролироваться всякими самозванцами, центральный бюджет не будет отправлять туда деньги. Как только российские террористы уйдут – мы немедленно выплатим накопившиеся пенсии и пособия каждому человеку, который имеет на это право”.
В Киеве заявили, что не собираются отключать газ и электроэнергию в так называемых ДНР и ЛНР, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы. Социальные же выплаты власти обещают только тем, кто покинул не контролируемую украинскими военными часть Донбасса и получил справку о том, что он является вынужденным переселенцем. Такие справки необходимо было получить до 1 декабря. Пожилые люди массово выезжали за пределы ДНР и ЛНР, долгими часами стояли в очередях, ночевали на вокзалах и, как признаются некоторые из них, давали взятки тем, кто соглашался подтвердить контролирующим органам временное их проживание вне оккупированных территорий. Получив статус “вынужденного переселенца” и оформив требуемые документы, многие такие люди вернулись домой.
Является ли решение центральных властей о финансовой блокаде “сепаратистских республик” эффективным? На этот вопрос отвечает руководитель Центра “Третий сектор” Андрей Золотарев:
“Если рассматривать с точки зрения противоборства Украины и России за эту землю, то, возможно, этот шаг эффективный. Однако это все же средневековый подход – это борьба за территории минус интересы живущих там людей. Сегодня следует бороться за умы людей, за их отношение (к центральным украинским властям. – РС). И это решение будет иметь крайне негативные последствия и для самой Украины. Во-первых, хлынут вынужденные переселенцы, которые необходимо трудоустраивать, выплачивать пособия. Кроме того, это будет создавать дополнительную внутреннюю напряженность на Украине на фоне тех достаточно жестких экономических решений, которые будут в 2015 году, то есть это будет подогревать градус социальной напряженности. С другой стороны, та часть населения, которая будет оставаться в Донбассе, лишний раз убедится в своей правоте, что нужно отделяться от Киева, и будет еще с большим ожесточением воевать с Киевом”.
За время вооруженного конфликта, по официальным данным, из зоны АТО выехали почти полмиллиона человек. Каждый сотый житель Украины сегодня является переселенцем.
Решение правительства о прекращении финансирования на территориях Донецкой и Луганской областей стало полной неожиданностью для Москвы, а последствия такого решения могут оказаться неожиданными для Киева, – отмечает директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев:
“Что вообще Россия хочет? Россия хочет обменять территории, которые она фактически контролирует, на независимый, внеблоковый статус Украины, а мы, очевидно, на это идти не желаем. Поэтому мы не хотим финансировать сепаратистов, мы хотим их финансово и экономически изолировать и сделать их и финансово, и экономически, и хозяйственно несостоятельными для того, чтобы живущие там люди либо сбросили эту власть, либо уехали. Но в итоге мы можем просто потерять эти регионы. Данный вариант рискованный. Сегодня эти территории де-юре в составе Украины, политически они уже начинают претендовать на какую-то независимость, но в экономическом, хозяйственном, коммунальном, инфраструктурном измерении они еще зависимы от Украины в целом. Так вот, с одной стороны, мы переводим военный конфликт в экономическую конкуренцию между ЛНР и ДНР и большой Украиной за умы, за сердца людей, которые там остались, а с другой стороны, если у них вдруг все получится, если их Россия возьмет на экономическое довольствие, хотя я не очень в это верю, учитывая экономические проблемы самой России, но если она будет им помогать, тогда они выживут экономически и хозяйственно и нам будет очень трудно их реинтегрировать в состав Украины”.
Лидеры сепаратистов тем временем заявляют, что уже в декабре выдадут пенсионерам по одной тысяче гривен (около 67 долларов), и это минимальный размер пенсии, предусмотренный украинским законодательством. Главным источником поступлений, как утверждают сепаратисты, станут налоги, которые платят местные предприниматели в казну “народных республик”.