Ссылки для упрощенного доступа

"Эти люди не хотят нас слышать"


Кирилл Калугин
Кирилл Калугин

Еще один оппозиционный активист из России попросил политического убежища на Западе

Гражданский активист Кирилл Калугин из Петербурга, участник многочисленных акций против политики российских властей и в поддержку ЛГБТ-активистов, попросил политического убежища в Германии. Самой яркой акцией Калугина стал его одиночный пикет на Дворцовой площади в День Воздушно-десантных войск, закончившийся дракой десантников с ОМОНом. Калугин – уже четвертый политический эмигрант из России за последние дни: во вторник стало известно о том, что в Германии попросили политического убежища петербургский ЛГБТ-активист Артур Ахметгалиев со своим партнером, а в США документы на получение убежища подал хабаровский активист и главный редактор информационного сайта "Амурбург" Олег Потапенко. Ранее в Испании попросила политического убежища оппозиционная активистка из Санкт-Петербурга Наталья Цымбалова.

Сообщению о том, что Кирилл Калугин попросил политического убежища в Германии, предшествовало нападение на адвоката и правозащитника организации "Агора" Виталия Черкасова, который представляет интересы активиста в суде. Калугин оспаривает свое задержание после той самой акции 2 августа на Дворцовой площади, а также попытку насильно доставить его в неизвестное место для допроса сотрудниками спецслужб 9 дней спустя. 25 ноября суд признал, что сотрудники центра "Э" тогда действовали незаконно, но жалобу на задержание активиста во время пикета отклонил. Сразу после окончания судебного заседания на выходе из здания Ломоносовского суда Санкт-Петербурга Виталия Черкасова атаковали неизвестные, которые пытались облить его некой жидкостью из шприцов.

По словам Черкасова, одного из нападавших он узнал, им оказался помощник депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виталия Милонова Анатолий Артюх, лидер петербургского отделения организации "Народный собор". Сам Милонов, известный своими гомофобскими выступлениями и акциями, опроверг участие Артюха в нападении на Виталия Черкасова, правда, добавив, что, по его мнению, "Агору" вообще нужно закрыть, поскольку ее адвокаты – "подонки и наемники, которые работают за деньги".

Впрочем, давление на ЛГБТ-активистов со стороны Милонова и его соратников – не единственная причина, по словам Кирилла Калугина, побудившая его покинуть Россию и попросить об убежище в другой стране:

Скачать медиафайл

– Как давно вы покинули Россию и почему решили это сделать?

– Улетел я еще 16 ноября. Просто в какой-то момент решил, что не хочу рисковать судьбой из-за недальновидности 84% российского народонаселения.

– Причина в том, что вы являетесь представителем ЛГБТ-сообщества?

– Нет, дело скорее даже не в моей принадлежности к этому сообществу, а в моей деятельности как гражданского активиста. Я принимал участие не только в ЛГБТ-акциях, но если два года назад у нас еще была надежда донести до людей, что их обманывают, то теперь мы видим, что эти люди просто не хотят нас слышать.

Два года назад у нас еще была надежда донести до людей, что их обманывают. Теперь эти люди просто не хотят нас слышать

– История, которая вас, можно сказать, прославила, – это ваш одиночный пикет в центре Санкт-Петербурга в день ВДВ. Откуда у вас взялась такая храбрость, выйти с радужным флагом к десантникам?

– Ну, не знаю, я не считаю это особой храбростью. Думаю, в России есть много людей, которые храбрее меня, просто о них мало говорят.

Одиночный пикет Кирилла Калугина на Дворцовой площади в день ВДВ:

– Вчера в Санкт-Петербурге было совершено нападение на вашего адвоката Виталия Черкасова, который оспаривает не только ваше задержание после пикета в день ВДВ, но и последовавшие за этим события, когда спустя 9 дней вас пытались задержать в центре города. Расскажите подробнее, что это за история?

– В середине августа (11-го числа. – РС) меня пытались запихнуть в машину и увезти сотрудники центра "Э". Я шел встречаться с друзьями, потом должен был встретиться с журналистами, у метро "Владимирская" меня окружили трое людей в штатском, сказали, что я в уголовном розыске, попытались отобрать у меня паспорт, а потом засунуть в машину. Я начал упираться, вызвал полицию, которая нас всех отвела в отделение в метро, откуда я уже смог дозвониться до Виталия [Черкасова], и он приехал.

– Теперь, когда вы уехали из России, у разбирательства по этому эпизоду есть судебные перспективы?

– Я не вижу отсутствия перспектив, у Виталия есть моя доверенность с правом подписи, доверенность, чтобы представлять мои интересы в суде, этого достаточно.

– Расскажите подробнее о том, как вы попросили политического убежища в Германии, что для этого нужно сделать, куда вы попадаете после того, как подаете соответствующее заявление, кто и как будет решать вашу судьбу?

Кирилл Калугин на одиночном пикете
Кирилл Калугин на одиночном пикете

– Я обратился в миграционный центр, там они уже распределяют в зависимости от квот по федеральным землям, по областям Германии. Меня сразу же, в тот же день направили в Норд-Рейн Вестфалию, в лагерь, где я должен дожидаться основного интервью, после которого меня отправят уже на более постоянное место жительства в пределах этой земли. Там я уже буду дожидаться решения, обычно оно выносится в течение нескольких месяцев.

– Как вы формально мотивировали свое прошение о политическом убежище?

– При первичной подаче это не спрашивается, меня об этом спросят на интервью.

– Чтобы просить о политическом убежище в Германии, нужна действующая Шенгенская виза, которая у вас была, как я понимаю, то есть вы въезжали в страну как турист?

– Да. Формально человек может просить об убежище, даже если он находится в стране без визы, нелегально, без документов, но это влечет за собой определенные трудности.

Оппозиционная активистка Наталья Цымбалова, попросившая убежища в Испании
Оппозиционная активистка Наталья Цымбалова, попросившая убежища в Испании

– Можно ли, по вашему мнению, говорить о новой волне политической эмиграции из России – вы третий активист, попросивший убежища на Западе только за эту неделю?

– Мне сложно об этом судить, это череда известных случаев, освещавшихся в СМИ, и я не знаю, насколько много уезжает людей, про которых не сообщают. Но если посмотреть статистику россиян, запрашивающих политического убежища в других странах, то да, я думаю, можно сказать, что это новая волна.

Если посмотреть статистику россиян, запрашивающих политического убежища в других странах, можно сказать, что это новая волна эмиграции

– Если ваше прошение о политическом убежище будет удовлетворено, чем вы планируете заниматься в Германии? Или вы планируете переехать в какую-то другую страну ЕС?

– Нет, я собираюсь остаться в Германии и продолжить обучение, поступить в университет, в аспирантуру, потом работать. Стандартная схема. В Питере я изучал медицинскую физику, биоинженерию.

– А если в политическом убежище вам будет отказано?

– Я имею право подать апелляцию, и будет повторное рассмотрение. А если даже после апелляции последует отказ, я имею право просить гуманитарного убежища.

– Если в России коренным образом изменится общественно-политическая ситуация, вернетесь ли вы сюда?

– Ну, я об этом не думал. Если ситуация в России изменится, я порадуюсь за россиян. Но бегать туда-сюда – это лишние проблемы. Я начинаю строить здесь новую жизнь, зачем мне срываться? Я смогу со спокойной душой приезжать в Россию к своим друзьям, родственникам, вот это было бы здорово!

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG