"Труднее быть в течение недели порядочным человеком, чем героем в течение пятнадцати минут,", - писал в своё время Жюль Ренар. В сфере политики, где порядочность, в первую очередь, ассоциируется с верностью если не общечеловеческим, то хотя бы партийным идеалам, эта формула часто обретает судьбоносный смысл. Именно из-за отсутствия верности (не путать с личной преданностью) конформисты, среди которых много посредственностей, в одночасье могут стать героями.
Недавний скандал в Тбилиси с отправленным в отставку министром обороны Ираклием Аласания и ушедшими вслед за ним министром иностранных дел Майей Панджикидзе и госминистром по вопросам евроинтеграции Алекси Петриашвили стал своего рода лакмусовой бумажкой грузинской политической жизни, обнажил истинные мотивы поведения многих фигур в высших структурах власти. Вернувшийся в 2004 году на родину российский миллиардер Бидзина Иванишвили поначалу занимался благотворительностью и чурался политики, однако позже неожиданно стал активно, но в обстановке секретности, поддерживать реформы Саакашвили в сфере обороны и органов правопорядка. Речь шла об обмундировании и вооружении полиции и армии. Дело дошло до того, что даже зарплату правительству платил из своего кармана Иванишвили. По словам самого Бидзины Григорьевича, в общей сложности на поддержку власти он потратил около 1 миллиарда (!) долларов. Даже в критические для "розовой" власти периоды, когда протестное движение в Грузии насчитывало сотни тысяч человек, даже после неудачной военной кампании 2008 года, в результате которой Россия оккупировала около 20% грузинской территории, Иванишвили оставался рядом с Саакашвили и продолжал поддерживать его режим.
Однако с октября 2011 года олигарх опять-таки неожиданно перешел в радикальную оппозицию, создал свою коалицию "Грузинская мечта" и, используя мощные финансовые ресурсы, нанес на выборах поражение партии "националов", фактически вынудил уйти из руководства страной своего бывшего соратника. Свои действия Иванишвили объяснил так: "Во время правления Саакашвили были допущены такие малые, большие и непростительные ошибки, что на его месте любой трезво и разумно мыслящий политик ушел бы из политики раньше срока и попросил прощения у своего народа".
Осведомленные источники информации, между тем, дружно предлагали обществу иную, конспирологическую, версию случившегося: причиной подобной метаморфозы взглядов мецената-миллиардера в действительности были не политические или идеологические мотивы, а личный конфликт с Саакашвили – в просторечии "разборка", во время которой президент нанес тяжелые оскорбления собеседнику, а тот в ответ дал слово жестоко отомстить обидчику. Несколько дней назад эта версия неожиданно получила подтверждение из уст одного из участников скандала: о тех угрозах со стороны Иванишвили рассказал в одном из своих обращений к соотечественникам не кто иной, как проживающий ныне за рубежом экс-президент Грузии.
Более того, Саакащвили опубликовал список людей, которых грозился арестовать его нынешний злейший враг. Кроме бывшего президента, в нем фигурируют почти все ведущие деятели предыдущей власти: Вано Мерабишвили, Бачо Ахалая, Гиги Угулава, Георгий Барамидзе, Гига Бокерия и другие. Некоторые из них, как известно, уже находятся в тюрьме. Придя во власть, Иванишвили использовал свои недюжинные ресурсы и в буквальном смысле усадил в кресло президента страны неизвестного согражданам воспитанника соросовского института Свободы, министра образования Георгия Маргвелашвили. Судя во всему, Иванишвили надеялся найти в лице своего протеже верного исполнителя. Однако как только Маргвелашвили стал выказывать стремление действовать независимо, олигарх подверг его публичной критике и приложил руку к тому, что сам институт президентства стали "обходить" другие ветви власти.
Если мы будем "собирать" новое мышление из старых представлений, тогда с точностью копии повторим все структуры тоталитарной системы
Такая же участь постигла и входившего в коалицию победителей лидера партии "Свободные демократы" Ираклия Аласания, который, между прочим, в свое время сотрудничал с "националами". Он не отступился от режима Саакашвили ни после жестокого разгона полицией оппозиционного митинга 7 ноября, ни после фальсификации результатов президентских выборов 2008 года и ушел с должности только после августовской войны, когда стало ясно, что в стратегической перспективе режим обречен. В 2011 году Аласания примкнул к коалиции Иванишвили и после ее победы на выборах получил должности вице-премьера и министра обороны. Вице-премьерское кресло Аласания вскоре потерял – за то, что посмел без ведома Иванишвили предпринять самостоятельные действия, в частности, не испросив позволения, выставил свою кандидатуру на выборах президента страны.
И вот, спустя год после формального ухода Иванишвили из политики в гражданский сектор, еще один его ставленник, премьер-министр Ираклий Гарибашвили, снял Аласания с поста министра обороны. Поводом для этого послужило расследование финансовых нарушений в министерстве, против неприемлемой формы проведения которого в резких выражениях высказался министр. Истинные же причины отставки излагаются сторонами по-разному: Гарибашвили заявляет, что вернувшийся из зарубежной поездки Аласания вел несанкционированные правительством переговоры во Франции и Германии, а министр утверждает, что власть, ни больше ни меньше, сворачивает с евроатлантического курса страны.
В знак протеста против снятия с поста Аласания тут же подали в отставку министр иностранных дел Майя Панджикидзе, три ее заместителя и министр по делам евроинтергации Алекси Петриашвили. Опять-таки: трудно утверждать, что мотивом этих отставок стала только верность политическим идеалам. Панджикидзе, например, никогда не была членом партии "Свободные демократы". Судя по всему, не последнюю роль в этой истории сыграло то обстоятельство, что ее родная сестра замужем за лидером партии Аласания. Уже на следующий день после коллективного демарша одна из заместителей Панджикидзе, Тамар Беручашвили, имела конфиденциальную беседу с премьером Гарибашвили, после которой экстренно забрала обратно заявление об отставке. Репликой из театра абсурда прозвучало ее объяснение: "Это было эмоционально-солидарное недоразумение", – сказала она.
Реакция власти не заставила себя ждать: премьер-министр назначил Беручашвили новым министром иностранных дел. Новый министр тут же заявила, что правительство не сворачивало с евроатлантического курса (!)… Невольно приходит на ум высказывание грузинского философа Мераба Мамардашвили: "У нас есть многопартийность, но у нас нет многопартийной действительности... Я имею в виду независимое структурирование групп, то есть то, что называют независимым от государства обществом, в котором государство является служебным органом, общественной службой". И еще: "Если мы будем "собирать" новое мышление из старых представлений, тогда с точностью копии повторим все структуры тоталитарной системы, и слепые вновь поведут зрячих, сгорбленных в знак всеобщего и полного повиновения. Захотел вождя? Осторожно. Знай, это рабство".
Юрий Вачнадзе – тбилисский журналист и политический комментатор
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции