Российский актер театра и кино Алексей Девотченко найден мертвым в квартире, которую он снимал на севере Москвы. По сообщению столичного управления Следственного комитета России, признаков насильственной смерти на теле Девотченко не обнаружено, проводится доследственная проверка. По одной из неподтвержденных официально версий, он умер в результате несчастного случая, по другой – от сердечного приступа. Однако актер Станислав Садальский в своем "Живом журнале" пишет о том, что Девотченко могли убить.
С 1990-х годов артист работал во многих петербургских театрах, а с 2011 по 2012 год – в Московском театре юного зрителя, с 2012 года – в труппе Московского Художественного театра имени Чехова.
Девотченко снимался в телесериалах и художественных фильмах – широкую известность ему принесла роль в сериале "Бандитский Петербург". В 2011 году Девотченко отказался от звания "Народный артист России" и двух государственных премий, заявив, что не хочет получать награды из рук Владимира Путина.
Алексей Девотченко был известен своей активной гражданской позицией: был членом "Объединенного гражданского фронта" в Петербурге. Член партии "РПР-Парнас", журналистка Евгения Литвинова познакомилась с Алексеем Девотченко именно на митингах:
– До того, как я его увидела именно как участника протестных акций, я его как актера и не знала. А было это уже довольно давно, потому что он давно начал сотрудничать с "Объединенным гражданским фронтом". Я в нем не состояла, но рядом была и участвовала в акциях, которые проводил ОГФ. На них довольно трудно собрать много людей, но когда в акции участвуют яркие люди, актеры, это привлекает внимание. Алексей был человеком, который притягивал внимание, на него собирались люди. Так оно и было, потому что яркий талантливый человек с такой очень четкой и жесткой гражданской позицией. Это притягивало к нему людей. А потом уже я его видела и в спектаклях, Алексей Девотченко как актер производил огромное впечатление, – вспоминает Литвинова.
Алексей Девотченко принимал участие во многих акциях оппозиции: в этом году, в частности, в созыве Конгресса интеллигенции "Против войны с Украиной и пропагандистской истерии", в "Марше правды" за свободу СМИ и против пропаганды:
Алексей Девотченко – о "Марше мира":
"Что говорить, когда патриарх во время пасхального богослужения призывает молиться за Медведева и Путина, а те воспринимают это как должное? О чем можно говорить, когда жажда власти, жажда сильной руки в нашем народе так велика, что он готов проголосовать за любого, на кого укажет перст уходящего диктатора? О чем можно говорить, когда большинство в нашей государственной Думе составляет такое алчное, злокачественное и порочное политическое большинство под названием "Единая Россия"? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не видеть всю неконституционность и нелегитимность нынешнего режима" – выступление Алексея Девотченко на оппозиционной акции в Санкт-Петербурге 1 мая 2008 года:
В начале 2012 года сообщалось, что Алексей Девотченко был избит неизвестными в московском метро.
Алексея Девотченко высоко ценили многие его коллеги. Вот что, в частности, в интервью Радио Свобода говорил об этом актере кинорежиссер Андрей Хржановский – после премьеры спектакля "Записки сумасшедшего" (режиссер – Кама Гинкас), в котором Алексей Девотченко сыграл главную роль:
– Просто грандиозный актер редкостного темперамента и редкостного технического аппарата, что сейчас вообще встречается чрезвычайно редко – невероятно пластичного, музыкального и поэтичного в сущности своего творчества.
В 2011 году Алексей Девотченко дал большое интервью корреспонденту Радио Свобода Татьяне Вольтской – после премьеры спектакля "Вальс на Прощание". Режиссер Малого драматического театра – Театра Европы, художественный руководитель Авторского театра актер Олег Дмитриев убежден, что Алексей Девотченко был гениальным актером:
– Алеша неповторимый артист, чрезвычайно одаренный человек. В известной мере, как многие люди, чрезвычайно одаренные, может быть даже как-то сверх меры одаренный по отношению к тому, что востребуется, и к тому, что вообще считается мерой, если она существует в этой профессии. Конечно, Алеша склонен (я даже не могу сейчас говорить, что "Алеша был склонен") в известной мере к самовычерпыванию, к саморазрушению, к каким-то чрезмерным и чрезвычайным тратам себя и в жизни, и в искусстве. Я всегда верил и знал, что Алеша был тем исключительным человеком, и остается им для меня, который один на миллион. То, что он успел или не успел сделать, для меня это предмет скорее горечи. Потому что я точно знаю, что Алеша был способен успеть сделать гораздо больше, чем ему выпало.
По словам депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского, Алексей Девотченко был гениальным актером и безупречным гражданином:
– Леша был одним из символов нашего гражданского сопротивления безобразиям властей. Он участвовал во всех протестных митингах, выступал, читал стихи, призывал к сопротивлению, очень резко всегда высказывался, никогда ничего не боялся, не боялся назвать мерзавцев – мерзавцами, зло – злом, чудовищное – чудовищным. Не боялся призвать к свержению обезумевших властей. Поэтому так сейчас и воспринимается его гибель. Мы не знаем точно, что там случилось, но общее впечатление – это шок, опустошение, потрясение. Леша был гениальный артист, Леша был потрясающий гражданин, образец мужества, бесстрашия. При этом он всегда был как большой ребенок, его все время преследовали какие-то жизненные неурядицы, он был отнюдь не так востребован, как это должно было соответствовать его таланту, ему страшно не везло, с ним все время что-то приключалось. Мы все старались помогать ему, мы понимали, что это – гений, живущий рядом с нами, надо его поддерживать и как-то беречь.
По мнению поэта, обозревателя Радио Свобода Елены Фанайловой, судьба Алексея Девотченко оказалась в определенном смысле гамлетовской:
– Странно, что Девотченко никогда не играл Гамлета. Cейчас кажется, что последние сцены шекспировской трагедии поразительным образом описывают произошедшее, рифмуясь даже с интерпретациями канала Lifenews и другими "сливами" от правоохранителей. Финальная история Девотченко оказалась смертельной дуэлью с самим устройством жизни, дуэли нельзя было избежать, век вывихнут, и скверней всего, что он рожден восстановить его. Клинок оказался отравленным. Герой лежит в луже крови. Точнее, сейчас его уже покрыли траурными знаменами. Просвещенный зритель знает, что скоро должен появиться Фортинбрас со своими военными. Дальше – тишина.
Как написал Аркадий Бабченко, “неважно, убийство ли это, или несчастный случай, бытовуха или политика”. Для ужаса и тоски зрителя действительно почти неважно, кто физически наносил эти удары, хотя при обычном знании анатомии сложно поверить в версию алкогольного самоистязания, распространяемую следствием. Смерть Девотченко символична; сеть, откликнувшаяся мгновенным почти биологическим стоном, фонит страхом, и это страх политического убийства актера-активиста. Судьба Девотченко в России – судьба гения и анфан-террибля, резкого и последовательного критика власти, любимца публики и лучших режиссеров. Последним даже сочувствуешь: вероятно, в некрологах им придется как-то очень аккуратно упоминать о политической позиции актера, равно как и о его алкоголизме, равно как и о его позиции по правам секс-меньшинств.
Если можно представить себе современный русский ремейк ”Гамлета” Козинцева, то на месте принца-Смоктуновского легко увидеть Девотченко; он принадлежит к тому же нервному и редкому типу русских актеров-интеллектуалов, к какому, например, относился и Виктор Гвоздицкий. Во всех троих есть изломанный и одновременно естественный рисунок, отражающий жизнь души. Это впечатление поразило меня в “Ревизоре”: Девотченко играл не Хлестакова, он играл чудовищного русского Гамлета.
Один из последних роликов в сети: на “Марше мира” Девотченко читает фрагмент “Стихов о неизвестном солдате” Мандельштама. Перефразируя классика, приходится сказать: в настоящей трагедии герой гибнет вместе с хором.