В Пекине 8-9 ноября проходит саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Еще свежи в памяти скандалы, связанные с подготовкой такого саммита во Владивостоке два года назад. Для проведения пекинского саммита масштабного строительства не потребовалось.
За неделю до начала форума, тем не менее, властям пришлось закрыть некоторые предприятия, запретить въезд в город автомобилей и принять многие другие меры, чтобы хоть немного очистить воздух в городе, печально известном во всем мире из-за постоянно накрывающего его смога, с которым хоть и ведется борьба, но пока безуспешно. Если говорить о содержании саммита, то от Китая стоит ждать целого ряда серьезных инициатив, отмечает руководитель Центра восточных исследований Высшей школы экономики в Москве Алексей Маслов:
– Инфраструктура у Китая уже целиком готова. Не надо ничего отстраивать заново – речь идет именно об организации на уже существующих площадях. Совсем недавно Китай проводил такие крупнейшие мероприятия, как Олимпиада 2008 года, потом "Шанхай-экспо" в 2010 году. Китай готовится скорее в политическом и экономическом плане. Для Китая саммит АТЭС – возможность заявить о своих новых амбициях. Китай собирается проложить самые различные дороги – как автодороги, так и железнодорожные, наладить авиаперевозки, чтобы товары из Китая со значительно меньшими затратами попадали в Европу.
Китай предлагает несколько концепций, которые объединены в инициативу под названием "экономический пояс Великого шелкового пути"
Сейчас в Китае намечается рост цен на практически все виды продукции. Причем это объективный процесс – дорожает рабочая сила, увеличиваются зарплаты, увеличиваются социальные отчисления. В результате китайские товары становятся менее конкурентными. Плюс к этому появляются новые конкуренты не только в странах Юго-Восточной Азии, например, в Малайзии, Индонезии. С заметными новыми предложениями выходят страны Латинской Америки. Активизируются Бразилия, Аргентина, начинает крупное производство Мексика, которая готова поставлять в США товары по ценам, конкурентным с Китаем. Китаю надо резко понизить себестоимость производства товаров. Это сделать не так просто. Поэтому один из способов понижения себестоимости – это понижение стоимости доставки товаров до конечного потребителя. Собственно говоря, для этого Китай и предлагает несколько концепций, которые объединены в инициативу под названием "экономический пояс Великого шелкового пути". Никаких точных параметров этого предложения сегодня нет. Очевидно, что речь идет о крупномасштабных инфраструктурных проектах, которые должны проходить, с одной стороны, по морю вокруг Индии и далее. А с другой стороны, это сухопутный "экономический пояс Великого шелкового пути", который будет проходить, скорее всего, страны Центральной Азии, через Россию и в Европу. И в этом плане Китай получает довольно серьезную прибыль в плане удешевления производства.
Кроме того, Китай выступает с огромной инициативой (собственно, это часть концепции Великого шелкового пути) о создании единой зоны свободной торговли в странах АТЭС. С одной стороны, для Китая это, безусловно, очень выгодное предложение, поскольку КНР сможет за заметно более низкие цены поставлять свои товары в Европу.
Для многих экономик, безусловно, есть тактический выигрыш, поскольку для конечного потребителя многие товары будут стоить дешевле. С другой стороны, зона свободной торговли так или иначе базируется на уменьшении, или даже полной отмене как экспортных, так и импортных пошлин. Эти деньги не будут поступать в бюджеты. Это первое, над чем многие страны будут думать. И не думаю, что с какой-то особой радостью многие будут воспринимать это предложение.
Что касается России, то она борется за импортозамещение, то есть развитие собственной индустрии, собственной промышленности, собственного сельского хозяйства. Но поставки дешевых и качественных товаров из Китая, скорее всего, опять торпедируют инициативы многих российских предпринимателей о производстве своих товаров. И это вызывает целый ряд опасений.
Китай очень настойчив в своих предложениях
Китай очень настойчив в своих предложениях. И насколько можно понять, многие страны Центральной Азии уже поддержали его предложение или готовы поддержать. Для России это более серьезный вопрос. Потому что придется размышлять, насколько это выгодно. Но, учитывая, что сегодня Россия с Китаем являются не просто стратегическими партнерами в традиционном понимании, но партнерами по разработке концепции нового мирового порядка, то, я думаю, России придется пойти на некоторые уступки, чтобы не потерять такого серьезного партнера, как Китай.
Конечно же, эта позиция Китая по развитию новой концепции Великого шелкового пути серьезно наступает и на интересы США – крупнейшего торгового партнера КНР с оборотом более чем в 500 миллиардов долларов. Но Китай полон решимости, потому что если его инициативы будут поддержаны большинством стран, например, в Центральной Азии и, возможно, Россией, тогда, безусловно, США ничего не смогут сделать против предложений Китая. И пока США не смогут удешевить производство своих товаров на своей территории или на территории, например, Канады или Мексики, Китай будет всегда занимать огромную долю именно в производстве товаров. Вот за производство и доставку товаров до потребителя и борется сегодня Китай, – отмечает руководитель Центра восточных исследований Высшей школы экономики в Москве Алексей Маслов.