4 ноября в США состоятся промежуточные выборы в Конгресс. Переизбирается весь состав нижней палаты и более трети членов верхней палаты высшего законодательного органа США. Промежуточными выборы называются потому, что выпадают ровно на середину срока правления главы исполнительной власти – президента. По прогнозам аналитиков, республиканцы увеличат свой перевес в нижней палате и имеют хорошие шансы получить большинство в Сенате, которое сейчас принадлежит демократам.
В политической системе Америки, как и в профессиональном спорте, силы соперничающих команд примерно равны. Поэтому система в целом стабильна. Если бы одна из двух ведущих партий скатилась в явные аутсайдеры, она бы покинула высшую лигу и была заменена другой. Поэтому ждать разгрома на ближайших выборах не приходится, хотя все авторитетные комментаторы дружно предсказывают победу республиканцам. Впрочем, победа даже с минимальным разрывом при мажоритарной системе выборов, – а в Соединенных Штатах действует именно такая система, – значит много больше, чем при пропорциональном представительстве. Когда победитель получает все, и у идущих впереди республиканцев, и у отстающих демократов есть сильнейший стимул драться до последнего.
В Палате представителей у республиканцев сегодня 233 места, у демократов – 199, и три места не замещены. Предвыборные прогнозы говорят о том, что республиканцы увеличат своей перевес еще примерно на 10 мандатов. В Сенате расклад сил на настоящий момент в пользу демократов: у них 55 мест против 45 у оппозиции. Таким образом, если GOP, The Grand Old Party – "Великая старая партия", как называют в Штатах республиканцев, отвоюет у соперника всего 6 мандатов, то у нее будет большинство и в верхней палате. Политические букмекеры расценивают шансы республиканцев на такой успех в соотношении 6 к 4.
То, что Америка может похвастаться одной из самых древних из действующих в мире демократий, еще не значит, что все избиратели в стране разбираются даже в простой электоральной арифметике. Поэтому средства информации перед выборами обычно проводят соответствующие ликбезы. Так, аналитики популярнейшего политического сайта Huffington Post напомнили читателям, что 60 процентов вероятности победы республиканцев – это не то же самое, что 100 процентов. То, что у тебя есть перевес в 100 процентов, способен понять каждый. А вот понимание того, что у тебя перевес только в 60 процентов, приходит не сразу. Если подбрасывать неправильную монету, у которой 60 процентов вероятность выпадения орла и 40 процентов решки, то, как подсчитали математики, только через полчаса беспрерывных подбрасываний допустимо сделать вывод, что этот результат закономерный, а не случайный.
Экономическое положение не улучшилось при Обаме настолько, чтобы это могли почувствовать широкие массы избирателей
На предстоящих выборах оспариваются не все, а только 36 из 100 мест в верхней палате. Из этих 36 республиканцам сегодня принадлежат 15, демократам – 21. Из 15 "разыгрываемых" республиканских мест только три конкурентные, исход борьбы в остальных предрешен в пользу нынешнего обладателя. Из 21 "демократического" места конкурентных 12; это в основном те места в традиционно республиканских штатах, которые демократы завоевали в 2008 году, на волне первого триумфа Барака Обамы. Сейчас популярность Обамы в народе уже далеко не та, что шесть лет назад. Уже сегодня эксперты предсказывают, что три из 12 мест отойдут к республиканцам с вероятностью близкой к ста процентам. Еще три – с вероятностью 80% и два – с вероятностью 60%. Итого республиканцы могут отыграть восемь мест, в то время как для обретения большинства нужно лишь шесть.
"Два вопроса доминируют на этих выборах, – заявила на семинаре в Гарварде работающая с демократами социолог Селинда Лейк. – Это общее недовольство избирателей законодательной и исполнительной ветвями власти на федеральном уровне, где сегодня преобладают демократы, а потому на них главным образом и сыплется критика. И это экономическое положение, которое не улучшилось при Обаме настолько, чтобы это могли почувствовать широкие массы избирателей. Также заслуживает внимания тот факт, что молодая когорта электората от 18 до 25, которая принесла две убедительные победы Обаме на президентских выборах, разочарована былым кумиром, озабочена высокой стоимостью высшего образования и своими плохими экономическими перспективами и на выборы не придет. И это будет очень чувствительный удар для кандидатов левоцентристской ориентации".
О разных типах выборов в Америке и о том, в какой из них вписываются выборы нынешние, аудитории телеканала Fox рассказал один из самых известных в стране политкомментаторов Джордж Вилл.
"Есть два типов выборов – по Кейси Стенгелу и по Мэй Вест. Выдающемуся бейсбольному тренеру Стенгелу досталась в 1962 году команда New York Mets, сплошь состоявшая из игроков, отвергнутых всеми другими клубами. И он их спросил: "Кто-нибудь из вас имеет хоть малейшее представление об этой игре?" Выборы по Стенгелу – это выборы, на которых избиратели голосуют за более компетентную партию, но республиканцы – мне, по крайней мере – не доказали, что они более компетентны, чем демократы. Мэй Вест, голливудская звезда 20–30-х годов прошлого века, игравшая женщин-вамп, любила повторять: "Из двух зол я всегда выбираю то, которое раньше не пробовала". И на этих выборах американцы, которые давно не пробовали, что такое жизнь с президентом-демократом и обеими республиканскими палатами Конгресса, будут голосовать за GOP в соответствии с принципом, провозглашенным кинозвездой".