В ночь с 25 на 26 октября жителям России по решению Госдумы вернут зимнее время, отмененное летом 2011 года по инициативе Дмитрия Медведева, занимавшего тогда пост президента. После этого в России стала действовать система исчисления времени, опережающая астрономическое время на два часа. Часовые пояса были заменены часовыми зонами. В два часа ночи в воскресенье, 26 октября, часы будут переведены на час назад, и, как уверяют в правительстве, теперь опять-таки навсегда, в дальнейшем сезонные переводы времени проводиться не будут, и Россия останется в зимнем времени, прожив более трех лет в летнем.
Идея экономии энергетических ресурсов путем перевода стрелок принадлежит, как принято считать, одному из отцов-основателей США Бенджамину Франклину. В Соединенных Штатах, однако, переход на летнее и зимнее время начал применяться лишь с 1918 года, с дальнейшими большими перерывами. В Европе впервые перевод стрелок часов, на час вперед летом и на час назад зимой, был проведен в Германии в 1916 году, во время Первой мировой войны. В России летнее время впервые вводилось в 1917 году. Другие развитые страны мира (на тот момент обладавшие, в большинстве своем, обширными колониями, так что новшество охватило большую часть планеты) стали экспериментировать со временем примерно в те же годы. Однако практика уже в середине XX века показала, что экономический эффект оказался ничтожным, поэтому в наши дни переводы стрелок осенью и весной в разных странах мира объясняют скорее заботой о психологическом состоянии общества, по мнению сторонников идеи, страдающего от недостатка либо несвоевременного избытка солнечного света.
В связи с переходом на зимнее и летнее время, и особенно после инициативы Дмитрия Медведева в 2011 году, в обществе и в СМИ не раз проходили нешуточные дебаты о разного рода эффектах, оказываемых на людей переводом стрелок на час назад, либо вперед. "Русские люди не любят перемен и считают, что ничего хорошего они не предвещают", – предполагает московский психолог Ольга Маховская, отвечая на вопрос, почему в России вообще так много говорят о переводе стрелок в ту или иную сторону и считают это проблемой:
– Мы привыкли жаловаться на время вообще – на то, что его не хватает, на то, что оно начинает течь быстрее или медленнее, на то, что у нас украли время, и так далее. Эта тема всегда присутствует в сознании людей, может быть, не как ключевая, но как подспудная. Что касается конкретной перемены в один час туда-сюда, то такие разговоры – это способ координации своего поведения с другими людьми и своего рода мнемический и словесный прием, чтобы не забыть завтра встать вовремя на работу. Но в людях есть более глубокий слой обеспокоенности, связанный с тем, что временной ресурс является для всех универсальным. Представляется, что это то редкое благо, которое распределено для всех одинаково. Когда посягают на время, кажется, что у тебя отнимают последнее. Ты можешь быть бедным, богатым, но у тебя есть хотя бы время – и вдруг у тебя его отбирают, причем те, кто стоит выше на жизненной лестнице. И это вызывает подспудную социальную, может быть, немножко детскую, обиду.
– Жизнь в крупных городах, где сосредоточено большинство населения, иногда бьет ключом круглые сутки. И очень немногие из нас одинаково просыпаются на работу в 4-5 утра и ложатся спать в 8-9 вечера, что было нормой для большинства еще лет 100-150 назад. Огромные группы людей живут каждая "по своим часам", либо вообще без какого-либо установленного режима. То есть смятение либо злость при столь минимальном переводе стрелок – свойство тревожной психики, подверженной постороннему внушению?
Ты можешь быть бедным, богатым, но у тебя есть хотя бы время – и вдруг у тебя его отбирают, причем те, кто стоит выше на жизненной лестнице
– Это показатель и тревожности, и ригидности. Это разные характеристики, и они не совпадают. Ригидные люди очень плохо переключаются сами по себе. А тревожный человек – тот, который пугается любого стимула извне, таких тоже немало. Это люди психастенического склада и темперамента, им, конечно, тяжело приспосабливаться. Они очень часто метеозависимы, сдвиг времени на час может лишить их сна и отдыха. К людям, которые плохо переносят перемены в режиме дня, относятся, конечно, дети и старики. Для ребенка встать с кровати раньше на час, чтобы пойти в детский сад, или наоборот, встать на час позже – это существенное изменение, к которому придется привыкать. Но есть категория просто ригидных людей, которые вообще не любят перемен, которые хотели бы, чтобы все устанавливалось раз и навсегда. Жители России вообще чаще монументалисты по складу характера. У нас самая любимая и вечно живущая телевизионная программа – "Время". Она начинается всегда с мобилизующей музыкальной ноты, а заканчивается всегда минорным прогнозом погоды. Потому что все, что связано с любой изменчивостью, воспринимается и оценивается крайне низко и негативно.
– Есть биологические ритмы, но есть и ритмы социальные. Если большая часть общества выбирает тот или иной вариант, либо зимний, либо летний, что это говорит о том, насколько такое общество консервативно либо прогрессивно, активно или пассивно, готово к адаптации или нет?
Каждый раз тема перехода на новое время встает в повестку дня, когда в России происходят какие-то серьезные перемены
– В стране, которая "реки вспять поворачивала, космос ракетами прошивала", эта маленькая перемена, скорее, всех раздражает, как назойливая муха. Неприятная обязанность, кажущаяся глупой, многим логичнее представляется не стрелки двигать, а менять на автомобиле покрышки, с летних на зимние. Об обществе в целом это ничего не говорит, кроме того, что если посмотреть на это общество со стороны, то заметно, что лица, стоящие на самом его верху, как-то чрезмерно сильно обеспокоены этой проблемой. Каждый раз тема перехода на новое время встает в повестку дня, когда в России происходят какие-то серьезные перемены. Вот что может в людях включать "внутренний сторожок" и повышать тревожность.
– Покойный президент Венесуэлы Уго Чавес в 2007 году ввел в стране собственное время, которое отличается на полчаса от поясного и от времени всех соседей по тому же или другим часовым поясам. Например, когда у соседей либо полдень, либо час дня, только в Каракасе 12:30. И Чавес сделал это лишь затем, чтобы, как он выразился, "не иметь общего времени с США". Решение о переводе стрелок в России действительно принимают на самом верху, в Госдуме и Кремле. И сколько словесных баталий на тему "по какому времени нужно жить России?" прозвучало в коридорах власти, мы помним…
– Распоряжаться временем – серьезная привилегия, не всякий "большой человек" может себе ее позволить. Для русского менталитета "иметь власть над часами" означает однозначно занимать доминантную позицию. Потому что исторически все помнят, что лишь люди самого высокого ранга определяют, в каком режиме что будет происходить, например, назначают "пятилетки", и прочее. У меня этот последний указ о переходе теперь на зимнее время, и уверения, что "вот это уже навсегда", тоже вызывают массу обывательских ассоциаций. Первая из них – с недавним случаем, когда российский президент опоздал на несколько часов на важную для всего мира встречу в Милане.
Владимир Путин явно пытается подмять время под себя
Владимир Путин явно пытается подмять время под себя. У европейца может создаться впечатление, что "у этих русских что-то с часами". Может быть, эта новая перемена – своего рода скрытое, придуманное, подспудное извинение за происходящее, за поведение власти, бывшей или же нынешней. С учетом фраз про "последний раз", заверений в том, что "больше так не будем". Но одновременно это выглядит как некая заявка на жесткость, может быть, на введение режима экономии, при котором нужно затянуть потуже даже часовые пояса – на фоне усталости общества и мыслей о том, что ресурса у страны для того, чтобы даже стрелки переводить, не осталось, – считает психолог Ольга Маховская.