В Афганистане не утихает общественное возмущение по поводу жестокого группового изнасилования женщин, ехавших со свадьбы в местечке Пагман, неподалеку от Кабула. Несмотря на то что преступники приговорены к смертной казни, правозащитники подчеркивают, что пока рано говорить о поворотном пункте в государственной политике по защите женщин от насилия.
Разбойное нападение и групповое изнасилование в Пагмане было столь чудовищным, что вызвало настоящую волну в протестов даже в такой стране, как Афганистан, где насилие над женщинами – вполне обычное дело. По меньшей мере 10 мужчин в полицейской униформе остановили колонну машин, в которых люди возвращались со свадьбы. Женщин (одна из них была беременна) силой вытащили из автомобилей, избили, ограбили и изнасиловали в поле у дороги. Одна из жертв этого нападения позже скончалась.
Когда об этом стало известно, тысячи людей вышли на улицы Кабула и других афганских городов, требуя публичной казни преступников. Под давлением общественности (в том числе и по требованию старейшин) семеро подозреваемых были арестованы. Два с половиной часа судебного заседания по этому делу, состоявшегося в сентябре в Кабуле, транслировало национальное телевидение. Подсудимым был вынесен смертный приговор.
Решение суда было воспринято общественным мнением как победа тех, кто выступает за соблюдение прав женщин в Афганистане, где сами жертвы изнасилований часто оказываются за решеткой: их обвиняют в адюльтере и преступлениях против "общественной морали". Сами насильники при этом остаются безнаказанными. Правозащитники надеются, что теперь жертвы насилия чаще будут обращаться за помощью к правоохранительным органам, вместо того чтобы хранить молчание, боясь "семейного позора". Уполномоченная по правам женщин Афганской независимой комиссии по правам человека Сорайа Собранг полагает, что решение суда в Кабуле послало афганскому обществу важный сигнал:
– В делах, касающихся насилия против женщин, преступники часто остаются безнаказанными из-за коррумпированности системы правосудия и по другим причинам. В этот раз народ Афганистана решил, что дело должно стать строгим предупреждением всем тем, кто имеет отношение к подобным преступлениям. Предупреждение о том, что закон и справедливость могут взять верх.
Глава Ассоциации гражданского общества Афганистана Азиз Рафи отмечает, что жестокое преступление, о котором говорилось выше, было совершено менее чем в десяти километрах от президентского дворца, рядом с местом, куда многие семьи выезжают для отдыха и проведения пикников. Приветствуя решение суда, Азиз Рафи в то же время подчеркивает свое возмущение по поводу того, что преступники были признаны виновными не в изнасилованиях и убийстве, а в адюльтере:
– Судья признал их виновными в супружеской измене, а не в изнасиловании! Я считаю это возмутительным по отношению к этим женщинам. Если кто-то нападает на женщину и насилует ее, то это называется "изнасилование", а не "измена"!
Преступники были также признаны виновными в вооруженном нападении и ограблении. Обвинение в изнасиловании не содержалось в обвинительном заключении, несмотря на существование закона "О борьбе с насилием в отношении женщин". Закон, подписанный в 2009 году тогдашним президентом Хамидом Карзаем, предусматривает смертную казнь для виновных. По мнению Азиза Рафи, исключение обвинения в изнасиловании было попыткой спасти подсудимых от высшей меры наказания, поскольку признание виновным в супружеской измене влечет наказание лишь в виде лишения свободы, максимум до 15 лет тюрьмы. Поэтому, считает, Рафи, нынешнее судебное решение еще нельзя считать поворотным пунктом в борьбе за права женщин. Существуют также опасения, что, когда общественное внимание к этому делу ослабнет, суд, избегая публичности, смягчит приговор осужденным, которые подали апелляцию. Процесс ее рассмотрения займет несколько недель.