Я не знаю, откуда взялась эта американская привычка, сидя, задирать ноги на стол. Улучшает ли это кровообращение? Пошло ли это от всадников древних эпох или от уставших от прерий ковбоев – бог его знает…
Телониус Монк познакомился с восемнадцатилетним пианистом Бадом Пауэллом в 42 году. Они моментально сдружились и Монк, как завсегдатай клуба, затащил Бада в колыбельную бибопа «Minton’s Playhouse». Клуб находился на 206 West и 118 стрит в Гарлеме, в полуподвале угрюмого пятиэтажного углового дома. В отличие от роскошного «Cotton Club’a», где ублажали белых (смотрите великолепный фильм Френсиса Кополла), «Minton’s» был для своих, а главное – он был для джазменов.
Всё верно, это опять ваш ДС, опять «Время Джаза», опять напропалую свингующее пространство, прописанное по адресу www.svoboda.org.
Celia – 2:57 (Bud Powell – Jazz Giant – Verve)
ДС: - «Celia» - дочь Бада Пауэлла, которой он посвятил, классическую по стилю, бибоповую балладу. Двадцатичетырехлетний Эрл Рудольф «Бад» Пауэлл – рояль; Рей Браун – контрабас и Макс Роуч – ударные. Май 49 года, Нью-Йорк.
В тот первый день в «Minton’s Playhouse», обласканный Монком Пауэлл, сидя в ресторане, положил ноги на белую скатерть стола. Вернее одну – ногу. Разницы никакой. Подскочивший официант собрался было вышвырнуть Бада из клуба, но Монк остановил его:
- Оставь! – сказал он. – У парня большой талант.
Вот оно: «Minton’s» в первую очередь занимался талантами, а у Пауэлла этот продукт бил из всех пор.
Все мы знаем, что Телониус Монк сочинил «Round Midnight», «Около Полуночи», но первым пианистом, который записал «Полночь» был юный друг Монка – Бад Пауэлл:
Round Midnight – 5:59 (Bud Powell - Live at the Blue Note' Cafe, Paris 1961 – ESP-Disk’)
ДС: - «'Round Midnight», «Вокруг Полночи», «Около Полуночи» - классика Телониуса Монка. К потрясению Монка корреспондент «Тайма» Барри Фаррел написал о нем в феврале 48 года, цитирую, «… в его мире всегда ночь или же, перефразируя, свет не нужен». КЦ
Монк был в шоке, потому что впервые белый журналист не издевался над ним, а писал о том, что Америка должна гордиться талантом Монка, которому аплодирует вся Европа. Читайте в скобках – расизм мешает нам оценить его талант. Но это я к тому, что свет не нужен, к теме «Полночи».
Это последний творческий период Бада Пауэлла, парижский, куда он удрал и от полицейских, и от тюрьмы, и от себя самого. С ним играли: лучший французский контрабасист Пьер Мишло и американский ударник, один из отцов бибопа и, само собой, корифей «Minton’s» - Кенни Кларк по кличке «Клук». Это парижский клуб «Blue Note» на улице Артуа, рядом с Елисейскими Полями, 61 год.
Бад Пауэлл буквально был дома в Гарлеме. Он родился в этом северном районе Манхэттена и как раз в годы знаменитого «гарлемского ренессанса», когда центральная и западная часть Гарлема были игровой площадкой для актеров, музыкантов, местом обитания целых колоний художников, дев любви, наркодилеров и, само собой, гангстеров, пытавшихся взять под контроль этот бывший голландский форт.
Родился Бад 27 сентября 24 года в семье музыкантов. Отец его был пианистом стиля страйд, старший брат, Уильям, играл на трубе, младший брат, Ричи, стал пианистом. И хотя Бад получил классическое образование, в десять лет он уже играл джаз в квартирах знакомых по всему кварталу, а в пятнадцать играл в оркестре старшего брата, подражая самому Арту Тейтуму, к виртуозности которого он приближался, как курьерский поезд к вокзалу.
Ричи стал пианистом комбо Клиффорда Брауна и погиб вместе с ним в автомобильной аварии.
От Владивостока и до Калининграда, от Сан-Франциско и до Бостона, от Еревана и до Бухары, от Мельбурна и до Буэнос-Айреса вы слушаете еженедельное «Время Джаза» на самых коротких в мире волнах «Свободы» и с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – ваш ДС.
Monk's Mood – 7:06 (Bud Powell - A Portrait Of Thelonious – Columbia)
ДС: - «Monk's Mood», «Настроение Монка» - еще раз почти Монк или Монк-бис, то есть Бад Пауэлл, записанный в Париже 17 декабря 61 года. Тот же состав трио с Пьером Мишло на контрабасе и Кенни «Клуком» Кларком на ударных. Прежде, чем ответить на вопрос – Почему Париж? – я предлагаю оригинальную версию самого Телониуса:
Monk's Mood – 7:49 (Thelonious Monk - Thelonious Himself – Riverside)
ДС: - Всё то же - «Настроение Монка». На этот раз сам Телониус с Джоном Колтрейном – тенор-сакс; и Уилбуром Вээром на контрабасе. Продюсер Орин Кипньюз записал этот диск 12 апреля 57 года в Нью-Йорке. Разница в исполнении явная, но субтильная. У Монка паузы и некое зависание играют большую роль, чем у Пауэлла, который ритмически играет более плотно.
Дебильные критики Монка, не дававшие ему дорогу десятилетиями, иногда очень точно определяли, почему они не хотят его записывать или выпускать на сцену. Самое замечательное из всего, что я откопал, это заявление: - Монк? Нет, ни за что! У этого парня две левых руки!
«Время Джаза» на волнах «Свободы». Вы можете слушать нас через спутники HotBird и AsiaSat-7 , а так же с нашего сайта www.svoboda.org. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Прежде всего отмечу, что на этой неделе мир джаза отмечает не только девяностолетие со дня рождения Бада Пауэлла, но и день рождения Джона Колтрейна, который появился на свет на два года позже Бада. А теперь в Нью-Йорк и Филадельфию, чтобы попасть в Париж:
Collard Greens and Black-Eyed Peas – 3:01 (Bud Powell - The Amazing Bud Powell – Blue Note)
ДС: - «Collard Greens and Black-Eyed Peas» - контрабасист Оскар Петтифорд явно намудрил с названием этого блюза или же с ленчем. Единственно возможный перевод «Листовая капуста и черноглазый горошек». Кстати, в прошлой передаче «Polka Dots And Moonbeams» весь этот фейерверк лучей и пятен всё же вспыхивал у Сары Вон в голове, а не на потолке клуба.
Бад Пауэлл, записанный Альфредом Лайоном для «Blue Note» 14 августа 53 года. Джордж Дювивье – контрабас и Артур Портняжка, Тейлор, ударные.
Как и Сидней Беше, Декстер Гордон, Майлз Дейвис, тот же Кенни Кларк или Арт Блейки и его «Вестники», Бад Пауэлл был счастлив в Париже, был благодарен Франции за то, что его принимали не как «ниггера», а как музыканта, артиста, в итоге героя. И полицейские его не трогали, даже, когда он напивался вдребезень после концерта и с трудом доходил до отеля. Разница между Парижем и Нью-Йорком для него была катастрофической и не в пользу Большого, надкушенного, Яблока.
Бад Пауэлл психически был противоположностью Монка. Телониус был бронированным, Бад – хрупким и нервным. В 45 году оба играли в Филадельфии. Монк с Коулменом Хокинсом, Бад с Кути Уильямсом. Местная полиция была знаменита своей жестокостью по отношению к черным, к афроамериканцам. Существуют две версии произошедшего. По первой Бад стал свидетелем того, как полиция издевается над Монком и поспешил ему на помощь. Он был арестован и жестоко избит в околотке. Причем били его по голове. Травма была серьезной и за Бадом приехала его мать – сам он не мог двигаться. По второй, менее героической версии, пьяный Бад начал скандалить на вокзале и попал в кутузку с теми же плачевными результатами на выходе. С этого момента Бад стал проявлять признаки нарушения психического равновесия и, вскоре, начались его затяжные госпитализации, уколы, таблетки и электрошоки. Как писал Йохим Берендт, цитирую, «… активный творческий период Бада (середина сороковых, ранние пятидесятые) на этом закончился и он провел добрую половину оставшейся жизни в психиатрических заведениях».КЦ. Пауэлла называли «Птицей джазового фортепьяно». То есть «Птицей Паркером фортепьяно»…
She – 5:06 (Bud Powell - Time Was - RCA)
ДС: - «She», «Она» - композиция Джорджа Ширинга. Бад Пауэлл – рояль; Джордж Дювивье – контрабас и Арт Тейлор – ударные. Февраль 57 года, Нью-Йорк.
Бад не был двойником Монка. Он рос под влиянием Билли Кайла, Эрла Хайнса («trumpet style piano»), Арта Тейтума, затем Телониуса и в огромной степени – Чарли Паркера. В итоге он выработал собственный стиль. О его обратном влиянии на Монка весьма скоро – Телониус родился 10 октября. Пауэлл стал отцом целой пианистической школы. Под влиянием его таланта росли Оскар Питерсон, Хорас Сильвер, Билл Эванс, Барри Харрис, МакКой Тайнер, Томми Флэнэгэн и Хэнк Джоунс.
В 63 году Бад покинул Париж и вернулся в Нью-Йорк. У него открылся туберкулез и до кончины в июле 66 года он дал только два концерта. Второй и последний в Карнеги Холле, памяти Чарли Паркера, был настоящей катастрофой. Бад умер не только от туберкулеза, но и от тяжелой формы алкоголизма и, что соответствует алкоголизму, недоедания. На этой неделе ему могло бы исполниться 90 лет.
Несомненно ремастеринг старых записей от винила до СД стал не просто праздником музыки, торжеством ее выживания, но и прибыльным бизнесом. Почти вся джазовая классика, вышедшая на СД в последние 30 лет, выходит повторно. Это не всегда проходит на ура. Увы, часто обновленные записи дают ощущение «фотошопа звука».
Финишная прямая вашего «Времени Джаза», адрес сетевой прописки www.svoboda.org. У микрофона в городке на Сене ваш – ДС.
«Downbeat» публикует пятистраничную редакционную статью, посвященную Джону Колтрейну. Упоминаются, как его классические, ставшие историческими, записи, такие, как «Мои любимые вещи», так и его поиск, его неустанные усилия на пути внутреннего духовного развития, его близость к восточному мистицизму. Не называю течений, ибо если Майлз говорил: - Я не принадлежу ни к одной организованной религии… Колтрейн повторял: - Я верю во все религии…
Spiritual - 12:30 (John Coltrane - Afro Blue Impressions – Pablo)
ДС: - «Spiritual» Джона Колтрейна, лидер и сопрано саксофон; МакКой Тайнер – рояль; Джимми Гаррисон – контрабас и Элвин Джоунс – ударные. Запись была сделана на гастролях по Европе (Стокгольм, Берлин) в октябре-ноябре 63 года.
Вот и все на сегодня: 90 лет со дня рождения Бада Пауэлла и 88 – Джона Колтрейна.
Звукорежиссер «Времени Джаза» Илья Бобчинецкий, автор и ведущий – Дмитрий Савицкий. Адрес наших подкастов – www.svoboda.org. Всех вам благ, удачной недели, чао, бай-бай!