Николай Греков с 2010 года является мэром города Александровск, расположенного недалеко от Луганска и сейчас занятого сепаратистами. Осенью этого года Греков присоединился к добровольческому батальону "Айдар", сейчас формально является рядовым военнослужащим украинской армии и проходит службу в городе Счастье всего в 26 километрах от Александровска и в 11 – от Луганска. В интервью Радио Свобода Николай Греков рассказал, в какой момент решил взять в руки оружие, соблюдается ли в Луганской области перемирие и что он сделает, если встретит знакомых "по прошлой жизни", поддержавших сепаратистов.
Руководство добровольческого батальона "Айдар" не раз упрекали в действиях, не согласованных с руководством АТО, правозащитная организация Amnesty International обвинила его бойцов в похищениях людей и жестоком обращении с задержанными, батальон хотели расформировать, но в итоге подчинили министерству обороны, как и большинство других добровольческих отрядов. Создан "Айдар" был в мае этого года, участвовал в боях за населенные пункты Рубежное и Северодонецк, наибольшие потери (12 погибших и 10 раненых) понес в конце июля, во время операции по деблокированию украинских частей в аэропорту Луганска. Сейчас бойцы "Айдара" находятся в городе Счастье. Здесь протекает река Северский Донец, по которой и проходит неформальная граница между частью Луганской области, занятой сепаратистами, и территорией, подконтрольной украинской армии.
– Николай, как вы прошли путь от мэра до бойца батальона "Айдар", в какой момент вы поняли для себя, что попытки политического разрешения ситуации исчерпаны?
– Я долго пытался сделать что-то, чтобы разрешить ситуацию мирным путем, проводил встречи в Киеве, в Луганске. И только после того, как увидел, что в городе начали грабить и убивать мирное население, я понял, что мирным путем эту проблему не разрешить. Я отправился в Старобельск, пришел в военкомат и стал добровольцем украинской армии. Сегодня я – рядовой украинской армии Николай Греков, который служит в воинской части 0624. На сегодняшний день практически все добровольческие батальоны входят в состав вооруженных сил, в том числе и наш, который в народе называют "Айдар". Мы являемся специальным штурмовым батальоном ВС Украины.
– Где вы сейчас находитесь, продолжаются ли в вашем районе боевые действия, соблюдается ли мирное соглашение?
– Наш батальон находится в городе Счастье, формально это Жовтневый район города Луганска. Со стороны украинской армии перемирие соблюдается, к сожалению, наши оппоненты, люди, находящиеся на той стороне реки Донец, так называемые "лэнээровцы", практически ежедневно нарушают договоренности, которые были подписаны в Белоруссии (в пятницу комбат "Айдара" Сергей Мельничук сообщил об обстреле городской больницы в Счастье, в результате которого погиб 1 человек и ранены 16. – Прим. РС).
– Александровск, мэром которого вы формально остаетесь, сейчас находится под контролем сепаратистов?
– Да, город Александровск находится под контролем "лэнээровцев", там, к сожалению, нет света, не выплачиваются пенсии, бюджетники не получают заработную плату, есть перебои с транспортом, с водообеспечением. Многие люди, которые выезжают с территории ЛНР, возмущены происходящим и я знаю, что большая часть граждан Украины, которые находятся на оккупированной территории, сегодня хотят жить в единой независимой Украине. К сожалению, конфликт продолжается, к нему имеет отношение Российская Федерация, ни для кого не секрет уже, что в данном конфликте принимает участие регулярная армия Российской Федерации. Ну, будем надеяться, что заработает мирный план президента, мы воссоединим всю территорию Украины, Крым вернется в свое лоно и наступит мир.
– Правильно ли я понимаю, что граница между территорией, которую контролирует украинская армия, и территорией, подконтрольной сепаратистам, проходит в вашем районе аккурат по реке Северский Донец?
– Да, действительно, на сегодня граница проходит по реке Донец. Мы в городе Счастье полностью контролируем ситуацию, город живет в штатном режиме, вооруженные силы несут службу, функционируют детские сады, школы, идет практически мирная жизнь.
– Могут ли люди с одного берега Донца перемещаться на другой, переезжать из зоны, контролируемой сепаратистами, к вам и возвращаться обратно?
– Как таковой границы нет, нет пограничного контроля, жители спокойно перемещаются из Луганска и переезжают на территорию, которая контролируется украинскими войсками. Таких дорог несколько, в том числе одна – через Счастье. Ежедневно идет поток людей и в одну, и в другую сторону.
– В чем сейчас ваша основная задача как воинского подразделения? Удержаться на занятых позициях?
– И наш батальон, и другие части вооруженных сил Украины находятся здесь для того, чтобы на вверенной нам территории был мир и порядок. Для того чтобы здесь действовали украинские законы, Конституция, чтобы люди могли жить спокойно и счастливо – как, собственно, и называется наш город.
– Александровск расположен всего в 26 километрах от Счастья, раньше этот путь можно было проделать на машине всего за 20-30 минут. Верите, что однажды вернетесь к исполнению своих обязанностей городского главы?
– Город Александровск имеет точно такой же статус, как и город Счастье, только Александровск находится в Артемовском районе города Луганска, а город Счастье – в Жовтневом. Сегодня идет работа над тем, чтобы переподчинить город Счастье, для того чтобы возобновить полностью все социальные выплаты, выплаты бюджетникам. Но я надеюсь, что в скором времени и город Александровск, и город Луганск станут территориями, контролируемыми вооруженными силами Украины, где начнут работать украинские законы и возобновится мир и порядок.
– Как вы себе это представляете после мирных соглашений в Минске, которые де-факто разграничили зоны влияния между сепаратистами и Киевом?
– Любые соглашения можно изменять в лучшую сторону, и я думаю, что жители этих территорий скажут еще свое слово и захотят быть в единой Украине.
– Сказать свое слово можно на предстоящих скоро выборах в Верховную Раду, на местных выборах 7 декабря, но сепаратисты их не признают и собираются проводить собственное голосование. Смогут ли жители Луганска при желании приехать к вам, в Счастье, и проголосовать?
– Да, я надеюсь, что будут приняты изменения в законы, которые позволят выполнить свой гражданский долг и воспользоваться правом избирать и быть избранным всем гражданам Украины, на какой бы территории они ни проживали.
– Как вы думаете, какое будущее ждет Донбасс после мирных соглашений? Сможет ли Киев вернуть контроль над захваченными территориями? Пойдут ли, напротив, сепаратисты в новое наступление? Или останется нынешний статус-кво, наподобие приднестровского?
– Я думаю, что все-таки восторжествует здравый смысл у всех сторон конфликта, найти понимание и прийти к нормальному разрешению этой ситуации, то есть воссоединить Украину в границах 1991 года, когда она приобрела свою независимость.
– Когда мы с вами встречались весной этого года в Луганске, я видел, что вы спокойно общаетесь – если не сказать являетесь приятелями – с людьми, которые потом более или менее решительно поддержали сепаратистов. Сейчас вы по разные стороны от линии фронта. Что вы им скажете, если встретите потом, когда все закончится, подадите руку или достанете автомат?
К людям, на чьих руках кровь, никакая амнистия применена быть не может
– Я готов общаться со всеми людьми, которые не совершили преступлений против украинского народа, на руках которых нет крови. К сожалению, сегодня есть разделение между людьми, которые хотели и думали, и людьми, которые делали. На той территории есть случаи и грабежей, и мародерства, и убийств, и пыток, поэтому каждый человек, который нарушил закон и совершил преступление, должен понести за него ответственность. Я считаю, что к людям, на чьих руках кровь, никакая амнистия применена быть не может.