После уступок Украины – принятия Верховной Радой законов об амнистии сепаратистов и особом статусе части территории Донбасса, Кремль не спешит выполнять свои обязательства по решению конфликта на востоке Украины. Несмотря на перемирие, сепаратисты не прекращают попыток взять штурмом Донецкий аэропорт.
Хотя интенсивность боев существенно снизилась после заключения соглашения о прекращении огня, боестолкновения продолжаются. 20 августа был нанесен удар по заводу по производству вооружений и химических веществ. Начался пожар, взрываются боеприпасы. Бои идут и вокруг аэропорта, продолжаются обстрелы Киевского и Куйбышевского районов Донецка. Сепаратисты утверждают, что в район Авдеевки возле Ясиноватой подтягивается бронетехника на украинских позициях и идет, как они полагают, подготовка к новому наступлению на Донецк.
В Киев из зоны конфликта поступает информация и о ротации российских военных. Вместо солдат срочной службы в Донбасс прибывают контрактники. Кроме того, по данным украинской разведки, все дислоцированные в северной части оккупированного Крыма российские воинские подразделения, а это более 4 тысяч бойцов, вместе с техникой – как минимум 50 танков, 100 бронемашин и десятки систем залпового огня переброшены к административной границе с материковой частью Украины. Эти военнослужащие разместились небольшими тактическими группами на побережье от Каркинитского залива и до Арбатской стрелки.
Слово – руководителю киевского Центра военно-политических исследований Дмитрию Тымчуку:
– Мы, действительно, не видим, чтобы в ответ на законы о предоставлении особых полномочий органам местного самоуправления на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей и закона об амнистии были какие-то ответные действия российских подразделений и подразделений боевиков. Можно предполагать, что из Москвы им еще не поступила команда о том, чтобы начинать соблюдать перемирие, прекращать обстреливать украинские позиции. Однако верится в это с трудом. Законы, очевидно, приняты украинским парламентом под давлением Кремля. И хотя мы не знаем, какие на себя обязательства брали российские власти в рамках непубличных переговоров по этой проблеме, но видим, что эти законы не воспринимаются Москвой как достаточные шаги для установления мира в Донбассе. Судя по всему, Путин воспринимает эти законы как свою промежуточную цель, которую он вытряс из Киева. Украинские власти в последнее время продемонстрировали Путину, что они могут идти на очень большие уступки. И теперь вероятно, что Москва будет дожимать Киев, чтобы он соглашался еще на большие уступки.
– Почему сепаратисты и поддерживающие их российские военные уже не первый день пытаются захватить аэропорт Донецка?
– В самом Донецке идет скопление российских подразделений. Им ставят задачу захватить Донецкий аэропорт. Операция по вытеснению из аэропорта украинских военных продолжается уже не первый день и интенсивность штурмов и обстрелов не снижается. По нашим данным, на приграничных территориях России наблюдается переброска боевой авиации без опознавательных знаков российских военно-воздушных сил. Вероятно, именно эти самолеты планируют передислоцировать на территорию Донбасса и позиционироваться они будут как ВВС так называемой Новороссии. Эту информацию косвенно подтверждают несколько фактов. В частности, недавно руководство ДНР заявляло, что где-то там отбили у украинских силовиков самолеты, и теперь будут создавать ВВС Новороссии. И в Минобороны Украины, и в штабе АТО сообщили, что никаких украинских самолетов террористы и российские подразделения не захватывали. То есть таким образом боевики готовятся к объяснению, откуда у них появилась авиация. С конца августа мы фиксируем частые вторжения российских вертолетов и самолетов в наше воздушное пространство. Они выполняют боевые задачи, наносят удары не только по позициям украинских военных, но и по гражданским объектам. И сейчас они размышляют, как дальше использовать российскую авиацию. В Москве, вероятно, осознают, что напрямую ее использовать опасно, поскольку это можно зафиксировать со спутников. Поэтому сейчас и прорабатывается возможность переброски на территорию Донбасса российской авиации, которая должна превратиться в авиацию Новороссии. И базировать ее планируют именно в аэропорту Донецка.
– Велика ли вероятность наступления на украинские позиции российских войск из Крыма?
– Осуществлять вторжение на территорию Херсонской области из Крыма далеко не самая удачная мысль. Сухопутной группировке там отступать некуда. Два перешейка, соединяющих полуостров с материком, очень узкие. С украинской стороны достаточно поставить артиллерию и прикрыть ее системами ПВО, что наши войска, в общем-то, уже сделали, и можно небольшими силами контролировать эти перешейки. Мы считаем, что переброска российских войск носит психологический характер для того, чтобы отвлечь украинские подразделения прежде всего от Мариуполя. Мы считаем, сейчас гораздо большей угрозой является проведение Россией военно-морской операции с территории Крыма. В Севастополе находятся большие десантные корабли не только Черноморского, но Балтийского флотов. При помощи этих кораблей можно быстро перебрасывать большие группировки российских войск. Однако возникают сомнения, что такая военная операция, если ее решат проводить, будет успешной. Со времени Второй мировой войны у России не было таких операций. Ей нужен сухопутный театр военных действий, ей нужны многочисленные войска и много пушечного мяса. Вот так россияне воевать могут, а проводить сложные военно-морские операции, как, скажем, американцы, они не могут.