В это воскресенье начинаются занятия в Университете детей, который был организован по модели польского Университета, настолько популярного, что регистрация и покупка абонемента на занятия там длится семь минут, потом места заканчиваются. Российский проект, существующий второй год, многотысячной аудитории пока не набирает, но в этом году открылась новая ступень – для ребят 12-13 лет. Кроме того, поскольку инициатором выступил Политехнический музей, в Москве главный акцент делается на научные вопросы, список которых формируется самими детьми.
Какие именно темы волнуют российских школьников, и каким образом на детские вопросы можно дать научные ответы радио Свобода рассказали PR-директор проекта Екатерина Рогожникова и научный сотрудник Биологического музея им. Тимирязева Надежда Пантюлина.
Екатерина Рогожникова, PR-директор проекта "Университет детей":
- Больше всего ребят, безусловно, интересует космос - границы Вселенной, черные дыры, разные подобные вещи, которые, когда начинаешь разбираться, не так-то просто объяснить, не зная, скажем, физики. В прошлом семестре в группе "Импульс" было занятие о том, как измеряют расстояние до звезд, находясь на Земле, и это-то довольно понятная штука. Там простая геометрия работает, так что дети могли все понять, хотя и не сразу. Но видно было, что некоторым ребятам сложновато, ведь даже в рамках одного возраста есть дети, которые чуть свободнее себя чувствуют в каких-то науках, чем другие.
Еще им интересно, откуда взялся человек, и что было до того, как появились люди. Есть забавная серия вопросов о том, зачем нужно ходить в школу. Я долго на них смотрела и думала, ну, что тут отвечать, а коллеги мои в Детском лектории сделали занятие, позвав прекрасного человека - Анну Константиновну Поливанову, она основатель Малой школы, и никто лучше нее, конечно, не расскажет, зачем ходить в школу. Поэтому, если подумать, на любой вопрос можно серьезно ответить, найдя правильного человека.
У самых младших детей направления "Импульс" программа устроена таким образом, что они за семестр знакомятся со всеми видами наук.
на любой вопрос можно серьезно ответить, найдя правильного человека
Есть пять научных блоков, которые приблизительно соответствуют классификации: естественные, гуманитарные, точные, технические и общественные науки. И в каждом блоке дается лекция, которую они не выбирают, и два ворк-шопа, из которых следует выбрать один. То есть уже идет выбор. Мы все время призываем родителей: читайте анонсы вместе с детьми и выбирайте вместе. У направления "Динамика", 10-11 лет, у них выбор труднее, потому что дается пять ворк-шопов, из которых они должны выбрать два в каждом научном блоке.
Студенты постарше, из "Векторов", в отличие от остальных, в течение семестра готовят проект. Они занимаются с одним и тем же научным руководителем и на практических занятиях готовят проект. Кроме этого, у них есть еще общие лекции на самые разные темы, независимо от того, какое направление они выбрали. У детей помладше получается так, что чем младше ребенок, тем меньше у него выбор, но выбор все равно есть, потому что мы потихонечку начинаем учить их делать этот выбор, это тоже очень важный навык, который мы хотим привить в университете. На самом деле, в западных университетах, в отличие от большинства российских, человек все время сам выбирает себе курсы.
У нас к каждому занятию пишется сценарий, и строится он таким образом, чтобы дети не успели устать от какой-то, например, теоретической части. То есть мы примерно за прошлый год поняли, сколько времени может держаться внимание в зависимости от возраста, и знаем, с какой частотой нужно сменять деятельность, особенно во время лекций, где движения не так много. Польская идея заключается в том, что любое занятие надо начинать с точки удивления, то есть в начале происходит что-то, связанное с темой, что моментально включает внимание и любопытство, и очень хочется узнать, что же дальше, и это дает в зависимости от возраста 10-15 минут постоянного внимания, когда можно что-то рассказать в формате монолога. Дальше уже нужно начинать обязательно взаимодействовать.
Надежда Пантюлина, научный сотрудник Биологического музея им. Тимирязева:
- В считанном количестве московских школ преподаватели занимаются научной работой, а наша задача - научить детей формулировать собственные задачи, правильно ставить вопросы. Ученые люди отличаются тем, что они самостоятельны - самостоятельно умеют сомневаться, умеют поставить себе задачу, которую потом будут решать. И это такие прекрасные штуки, которые мы хотим с ребятами делать.
Наше новое направление в «Векторах» - проект, который будет проходить в НИИ Музея антрополии Московского университета. Там пойдет разговор о разделе антропологии, который называется "Ауксология", о том, как мы растем и развиваемся, почему мы такие разные. Это тонкие вещи, потому что все сложные подростковые переживания по поводу себя, своей непохожести на других, своего размера и других физических особенностей сюда интересно выписываются. Ну вот, например, оказывается, у москвичей пропорции тела другие, чем у прочих горожан, да и форма головы меняется…
Иногда мы придумываем тему и ищем, кто ей занимается, потому что хочется, чтобы в курсе были всякие сложные связи. Не обязательно,
большей частью мы запоминаем картинками, понять можно и на собственном движении, что-то сделав руками
чтобы они просматривались на первый взгляд, но чтобы они были. Когда я раздобыла Вячеслава Константиновича Ильина, который работает в Институте медико-биологических проблем, он спросил: "А как вы меня нашли?" А я с разных сторон искала, потому что детям очень нужен был космос, судя по вопросам. А в Институте занимаются утилизацией мусора. На прошлом неделе у них прилетел один спутник, а в 2018 году улетит следующий. И чтобы запустить туда все свои вопросы, нужно сначала попробовать на Земле, поэтому мы с детьми будем пробовать тоже. Микроорганизмы, которые перерабатывают мусор, вся эта жизнь живет в некой кислородной среде, и ученые добывают ее на Курьяновской станции аэрации. Безусловно, мы не будем туда звать детей, мы с детьми мы пойдем искать другую жизнь - в какой-нибудь маленькой московской речке. А результатом станет научная статья и предложение методики. То есть детям дадут возможность попробовать в безопасном варианте хорошую науку.
Моя задача - встретиться с ученым, начать с ним разговаривать и в какой-то момент сказать ему, что это очень здорово, из этого можно раскрутить подвижную штуку, когда все дети проснутся и что-то поймут. Большей частью мы запоминаем картинками, понять можно и на собственном движении, что-то сделав руками или что-то очень эффектное сделав вместе со своим соседом, и это запомнится. А дальше им помогают сделать вывод. То есть, конечно, они воспринимают науку как некий метод, устроенный нашими хитрыми, но понятными для них штуками.