Верховная Рада одновременно с Европарламентом ратифицировала соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Однако вступление в действие ключевого положения этого документа – о создании зоны свободной торговли, из-за давления Кремля, Киев и Брюссель перенесли более чем на год. Во вторник, 16 сентября, Рада также приняла предложенные президентом страны Петром Порошенко законы об особом статусе части территории Донецкой и Луганской областей, а также об амнистии сепаратистов.
Депутаты Верховной Рады в закрытом режиме проголосовали за законы об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей, а также об амнистии сторонников самопровозглашенных “народных республик” Донбасса. Под амнистию не подпадают сепаратисты, обвиняемые в совершении особо тяжких преступлений и причастные к падению 17 июля в Донецкой области “Боинга” Малайзийских авиалиний.
Согласно первому закону, в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, находящихся в зоне проведения антитеррористической операции, на три года вводится особый порядок местного самоуправления. 7 декабря в этих районах должны состояться местные выборы. Кроме того, закон предусматривает фактически полное финансирование подконтрольных сепаратистам территорий из центрального бюджета.
Украина, по сути, получает замороженный конфликт. Аргументы сторонников президента укладываются в формулу: лучше похабный мир, чем добрая война. Но боюсь, что может так случится, что получим сначала позор, а затем войну. Принятие этих законов раскалывает политическое поле Украины на сторонников мира и сторонников войны
После утверждения этих двух документов некоторые парламентарии заявили, что события в Верховной Раде напомнили им 16 января этого года, когда с нарушением действующих процедур были проголосованы "диктаторские законы" тогдашнего президента Украины Виктора Януковича.
“К сожалению, эти законы непопулярны в обществе, а многие депутаты идут на выборы, и им хотелось бы дистанцироваться от этих законов. Что касается самих законов, то они являются частью обязательств, которые Украина взяла на себя в ходе недавних минских переговоров по урегулированию ситуации на востоке Украины. Эти законы следует рассматривать как договор о намерениях. Они могут действовать, а могут и не действовать. Все будет зависеть от того, как будет вести себя Россия. Например, в законе об амнистии говорится, что амнистия возможна лишь в случае, если боевики в течение 30 дней сдают свое оружие. Если Путин даст команду и боевики сдадут оружие, то тогда закон будет работать. Мы свои обязательства выполняем, теперь очередь Путина. Если он не выполнит, что обещал в Минске, то тогда у всего мира будут дополнительные основания и для введения экономических санкций, и для вооружения Украины. Поэтому хотят ли русские войны? Решать им самим”, – отмечает депутат парламентской фракции “Батькивщина” Александр Бригинец.
Принятые Верховной Радой законы приведут к замораживанию вооруженного конфликта на востоке Украины, – предполагает руководитель киевского аналитического центра “Третий сектор” Андрей Золотарев:
До Нового года, очевидно, будет еще одна атака на Украину российских регулярных войск. Для Путина важно уже не столько издеваться над Украиной, сколько продолжать пугать Европу
“Украина, по сути, получает замороженный конфликт. Аргументы сторонников президента укладываются в формулу: лучше похабный мир, чем добрая война. Но боюсь, что может так случится, что получим сначала позор, а затем войну. Принятие этих законов раскалывает политическое поле Украины на сторонников мира и сторонников войны. Уже очевидно, что проблема Донбасса – в эпицентре предстоящих парламентских выборов, и мне кажется, что она превратится в долговременный фактор украинской политики. А Донбасс рискует превратиться, как в свое время Приднестровье, в своеобразную черную дыру, в пиратско-контрабандистское княжество”.
Во вторник перед депутатами украинского парламента президент Петр Порошенко подписал соглашение об ассоциации Украины с ЕС. Несколькими минутами ранее Верховная Рада и Европарламент одновременно ратифицировали этот документ. “Фактически это программа реформ в нашей стране, направленная на то, чтобы гарантировать верховенство закона, свободу слова и решительные антикоррупционные шаги", – заявил украинский лидер.
Однако этот торжественный момент был омрачен решением, принятым накануне в Брюсселе под давлением Кремля. Ключевое положение соглашения – о зоне свободной торговли Украины и Евросоюза начнет действовать не с 1 ноября 2014-го, как предполагалось ранее, а лишь с 1 января 2016 года.
В Киеве пояснили, что отсрочка имплементации экономической части соглашения стала условием мирного урегулирования ситуации в Донбассе и позволит Владимиру Путину выйти из конфликта, сохранив лицо. Впрочем, директор социологической службы “Украинский барометр” Виктор Небоженко убежден, что ни законы по Донбассу, ни отсрочка с созданием зоны свободной торговли с Евросоюзом не остановят планы Путина по отношению к Украине:
“До Нового года, очевидно, будет еще одна атака на Украину российских регулярных войск. Для Путина важно уже не столько издеваться над Украиной, сколько продолжать пугать Европу. И в эту стратегию Кремля хорошо вписывается начавшаяся кампания по защите прав русскоязычного населения в Эстонии, Латвии и Литве. Убежден, что будет еще одно вторжение российских войск на нашу территорию, независимо от попыток прийти к какому-то миру на востоке Украины. Российский президент абсолютно не считается ни с интересами Киева, ни с интересами сепаратистов, которые также уже не сильно уважают Путина. Поэтому конфликт продолжится, несмотря на принятые законы, призванные умиротворить агрессора”.
Многие решения украинской власти и лично главы государства Петра Порошенко, которые касаются Донбасса, эксперты называют вынужденными. Украинская экономика по-прежнему падает, а национальная армия не готова к продолжительной войне. Что может измениться за трехлетний срок, в течение которого предусмотрен особый статус для территорий, контролируемых сепаратистами?
“Очевидно, что Петр Алексеевич Порошенко надеется, что за три года может многое измениться. Может радикально упасть цена на российскую нефть, у России могут появится проблемы, которые минимизируют материальные ее возможности влияния на ситуацию на Украине, прежде всего в военном отношении, поэтому глава государства стремится любой ценой уйти от войны и выиграть время”, – констатирует политолог Андрей Золотарев.