На 21 сентября в Москве намечен общероссийский "Марш мира" против российского военного вмешательства на Украине. Среди тех, кто выйдет на шествие, будет и преподаватель истории из московской гимназии №1567 Тамара Эйдельман:
– Война – это одна из самых ужасных вещей на земле. И я совершенно не хочу, чтобы российские мальчики погибали ни за что, из-за каких-то амбиций нашего правительства.
– Действительно, сейчас много говорят о том, что там гибнут российские военные, говорят об экономических последствиях российской военной агрессии на Украине. Как вы считаете, каковы могут быть исторические последствия этого военного конфликта?
– Знаете, мне даже страшно про это думать! Они могут быть ужасные, потому что я вижу и читаю, и слышу про какое-то ужасное озлобление. И это может привести к каким-то взрывам жестокости и в России, и на Украине тоже.
Происходит раскол между двумя братскими странами
Происходит раскол между двумя братскими странами. Это может привести к совершенному изменению всех отношений в Воточной Европе. И главное, к огромному количеству зла. Я не знаю, считать ли это историческими последствиями, или моральными, какими хотите, но это самое страшное.
– Как ваши ученики реагируют на эту войну? Как вы им объясняете то, что происходит на Украине сегодня? И понимают ли они это?
– Трудно сказать про всех учеников. Все по-разному. У нас сейчас все про это знают, все про это думают. У нас есть специальные работы по политическим событиям.
Я думаю, что мои ученики примерно представляют себе мои взгляды, но я стараюсь их приучить к тому, что взгляды бывают разные
Я думаю, что мои ученики примерно представляют себе мои взгляды, но я стараюсь их приучить к тому, что взгляды бывают разные. Моя главная концепция: пожалуйста, думай, как хочешь, вопрос – насколько ты свой взгляд можешь обосновать, насколько он у тебя рационален, человечен. Рассуждай. Вот этим мы и занимаемся. На днях мы в первый раз испробовали такое задание – читали разные блоги с "Эха Москвы", анализировали их и оценивали со своей точки зрения. Как оценили – еще не знаю, не успела прочесть.
– А ваши ученики собираются на марш 21 сентября?
– Я считаю, что несовершеннолетним там делать нечего. Но, по дошедшим до меня слухам, некоторые собираются. Не потому, что я их звала, а сами по себе.