Сегодня в Москве хоронят фотографа МИА "Россия сегодня" Андрея Стенина, он погиб при исполнении редакционного задания в начале августа под Донецком. Базирующаяся в США международная правозащитная организация "Комитет защиты журналистов" откликнулась на гибель в районе боевых действий на Украине фотокорреспондента агентства "Россия сегодня" Андрея Стенина, осудив это убийство, кто бы ни оказался виновным в нем, призвав правительство в Киеве провести тщательное расследование случившегося.
Считает ли Комитет защиты журналистов, что репортер – это, в принципе, фигура неприкосновенная, даже если он добровольно лезет в пекло войны, подставляя себя под пули и сверх всякой меры рискуя собственной жизнью, объясняет координатор программ КЗЖ по Европе и Центральной Азии Нина Огнянова:
Тот инцидент произошел на территории, которую Украина называет своей, а потому на Киеве лежит ответственность за проведение оперативно-следственных мероприятий
– Миссия журналиста заключается в том, чтобы быстро и объективно информировать общественность во всем мире о важных событиях, происходящих в любой точке планеты и в любой сфере жизни. В том числе в точках вооруженных конфликтов и войн, где сбор информации сопряжен с повышенной опасностью. Поэтому, по нашему глубокому убеждению, человечество находится в неоплатном долгу перед теми, кто готов, рискуя жизнью, утолять его потребность в правдивой информации. И общество должно делать все возможное, чтобы свести эти риски к минимуму. Это касается, в первую очередь, воюющих сторон: они обязаны делать все, что в их силах, в той мере, в которой это допускают обстоятельства, чтобы обеспечить безопасность журналистов и позволить им беспрепятственно реализовывать фундаментальное право человечества на информацию через свободный сбор и распространение новостей.
– Комитет защиты журналистов призвал правительство Украины провести честное и всестороннее расследование обстоятельств смерти Андрея Стенина. Убеждает ли вас заявление Киева, что такое расследование может оказаться невозможным ввиду того, что предполагаемый район гибели журналиста контролируется сепаратистами?
– Мы понимаем трудности, стоящие перед следователями. Но этот инцидент произошел на территории, которую Украина называет своей, а потому на Киеве лежит ответственность за проведение оперативно-следственных мероприятий. Независимо от того, кто убил Стенина. И было ли это убийство сознательным или случайным. Все трудности преодолимы при наличии политической воли. Мы в любом случае вынуждены полагаться на официальные правоохранительные органы, поскольку наш Комитет сам не занимается уголовными расследованиями.
– КЗЖ также просил руководство сепаратистов позволить его сотрудникам осмотреть предполагаемое место гибели фотокора агентства "Россия сегодня".
Следственный комитет РФ распространил заявление, согласно которому Стенин погиб 6 августа вблизи города Снежное под обстрелом украинской армии. Но никаких доказательств этого не представил
– Беда в том, что сепаратисты не соглашаются на посещение места трагедии официальными представителями правоохранительных органов Украины. Пока мы можем только гадать, что произошло со Стениным и предполагаемой колонной беженцев, попавшей под обстрел, которую он якобы сопровождал, как утверждает российская сторона. Расследование так или иначе должно состояться, причем в обстановке, свободной от принуждения и запугивания.
Требование о проведении расследования убийства журналистов во время исполнения ими служебных обязанностей или в качестве мести за их деятельность является для КЗЖ делом принципа. Комитет настаивает на нем всегда, а не только в сложных случаях, таких как смерть Стенина, в которых точно не известны ни время, ни место смерти потерпевшего. И неизменно добивается того, чтобы были опрошены все лица из противоборствующих лагерей, которые могут быть причастны к происшествию, рассказала Нина Огнянова:
– Следственный комитет РФ распространил заявление, согласно которому Стенин погиб 6 августа вблизи города Снежное под обстрелом украинской армии. Но никаких доказательств этого Следственный комитет не представил, и украинская сторона отвергает эту информацию. Отсюда и проистекает необходимость в проведении подлинного расследования с последующим обязательным всеобщим оглашением результатов.
По нашим критериям человек считается журналистом, если собирает информацию и распространяет ее публично. То есть совершает, если угодно, журналистский акт
И российская, и украинская стороны, напомнила Нина Огнянова, в случае Стенина возбудили дела по факту безвестного исчезновения. Она также обратила внимание на то, что советник главы МВД Украины Антон Геращенко в интервью латвийской радиостанции допустил возможность задержания Стенина украинскими спецслужбами. Но на запрос "России сегодня" он ответил, что его неправильно поняли (в стенограмме интервью приведена фраза Геращенко: "У меня нет документов, подтверждающих это". – P.C.) . Комитет защиты журналистов направил свой запрос Украине, чтобы прояснить ситуацию, но ответа не получил.
– Считает ли Комитет защиты журналистов, что любой человек, называющий себя журналистом и, может быть, имеющий соответствующее служебное удостоверение, действительно является собирателем и передатчиком объективной информации, а не пропагандистом, скажем, и потому заслуживающим вашей защиты?
– Мы защищаем всех журналистов, независимо от того, какие издательства они представляют и какие позиции отстаивают. Я готова пойти еще дальше и сказать, что по нашим критериям человек, чтобы считаться журналистом, не должен иметь и служебного документа, удостоверяющего его профессию. Достаточно, если он собирает информацию и распространяет ее публично. То есть совершает, если угодно, журналистский акт. Он автоматически подпадает под нашу защиту.