Валерий – один из вазовских "муравьев". Он сам так себя называет, вспоминая песню Булата Окуджавы про "арбатского муравья". Я познакомился с ним на Грушинском фестивале, где он постоянный гость. Валерию немногим за сорок. Он просил не называть его фамилию, опасаясь увольнения за критику руководства завода, где он работает более двадцати лет. У него обычная для вазовца биография. Родители около 50 лет назад приехали на строительство завода с Украины, остались жить в Тольятти, получили квартиру в одном из заводских микрорайонов, купили "Жигули", у них родился Валерий.
Окончил школу-восьмилетку, потом ПТУ, освоил профессию сборщика автомобилей и сразу устроился на ВАЗ. Профессия ему нравится. Он освоил десятки операций на конвейере и может с закрытыми глазами собрать и разобрать узлы двигателя, подвески и кузова "Лады", по легкости закрывания дверей оценить качество сборки новой автомашины в целом.
Зарплата Валерия от 15 до 18 тысяч рублей. Этих денег его семье, в которой еще жена и дочка, хватает только на оплату коммунальных услуг и скромное питание. В рационе Валерия в основном картошка и пельмени. На одежду деньги приходится собирать несколько месяцев, но новую одежду Валерий покупает только для дочери, которая учится в школе. Они же с женой покупают одежду в секонд-хендах. Жена Валерия работает врачом в детской поликлинике, трудится на полторы ставки, и ее зарплата почти полностью уходит на нужды дочери. "В школе постоянно требуют деньги то на одно, то на другое", – рассказывает Валерий.
До прихода на должность генерального директора Бу Андерссона в ночную смену рабочих кормили холодной едой, иногда даже просроченной. Теперь, по словам Валерия, кормят в заводском комбинате питания лучше, и полный обед стоит 34 рубля.
"В августе рабочие автозавода вынужденно отдыхали почти две недели – проводилась модернизация сборочных линий, – продолжает свой рассказ Валерий. – В итоге люди не заработали почти ничего. Если бы не капуста, картошка и морковь с приусадебных участков, люди бы давно поувольнялись с завода. Но протестовать не стали бы, так как за долгие годы привыкли, что за них все решает начальство. Поэтому, когда я предлагал создать в цехе отделение независимого профсоюза "Единство", коллеги отнекивались. А в итоге: официальный профсоюз права рабочих не защищает, а независимый – "Единство"– слишком слаб для активных действий. Поэтому и приходилось терпеть сорокаградусную жару в цеху. Вот сейчас оборудование цеха уже модернизировали. Поглядим: будет ли тепло зимой. А то у нас летом палящий зной, а зимой – сквозняки и холод", – говорит Валерий, – а у начальства одна песня: "Не нравится – увольняйтесь".
Председатель профкома завода Сергей Зайцев видит ситуацию с отпусками иначе, он отмечает, что впервые в 2014 году в ОАО "АвтоВАЗ" был применен единый корпоративный отпуск – с 28 июля по 17 августа. Ситуацию с жарой в цеху Сергей Зайцев объяснил так: "Производительность кондиционеров в жаркие периоды не всегда обеспечивает нормальный температурный режим (не выше 27*С). В то же время по договоренности с работодателем существует доплата (4%) за работу в условиях превышения температурного режима".
Официальная профсоюзная организация ВАЗа – одна из крупнейших в России: еще недавно в ней было 100 тысяч человек. По словам руководства профсоюза, он всячески защищает интересы работников, число которых, между тем, продолжает уменьшаться. С января 2014 года на ВАЗе, где сейчас работает 67 тысяч человек, под сокращения попали 4 тысячи работников. При этом, если руководящие специалисты и служащие при увольнении получают компенсации, то рабочие не получают ничего, кроме обещаний "принять меры по трудоустройству".
Официальный заводской профсоюз отстаивает интересы руководства завода, а не рабочих, уверен вице-председатель независимого профсоюза ВАЗа "Единство" Петр Золотарев. В независимом профсоюзе около 3% рабочих ВАЗа и работники предприятия Джи-Эм-АвтоВАЗ. Главная цель организации – заключение коллективного договора, обеспечивающего соблюдение всех прав наемных рабочих и достойную зарплату. "Единство" регулярно организует забастовки, пикеты и митинги. Иначе, как говорят в профсоюзе, заводское начальство "совсем берега потеряет". "Дирекции плевать, что рабочий всегда голоден. Им главное, чтобы начальник всегда был сыт", – говорит Золотарев.
Одно из последних достижений профсоюза: победа в суде по иску "Единства" в защиту заместителя председателя профкома механосборочного производства Виктора Альчикова. Начальство оказывало на профсоюзного активиста психологическое давление, а с октября прошлого года ему и вовсе не выплачивали зарплату. Его семья голодала. Рассмотрев иск "Единства", суд обязал руководство ВАЗа выплатить Альчикову компенсацию за вынужденный прогул в размере 103 тысяч рублей и 10 тысяч рублей за нанесенный моральный вред.
Цель профсоюза "Единство"– добиться, чтобы соотношение зарплат рядового работника и менеджера самого высокого уровня на ВАЗе было не более 1:5.
Что же касается нашего сборщика Валерия, то, рассказав об огромных зарплатах заводского руководства, он открыл на своем планшете страницу тольяттинского сайта бесплатных объявлений и начал просматривать вакансии. "Муравьи остаются муравьями, а значит, надо искать подработку", – горько усмехнулся он.