Ссылки для упрощенного доступа

Пареная репа


Я тоже хочу поговорить про ЭТО. Потому что в последние дни противоречивые и сильные эмоции испытываю. Неприязнь испытываю. А еще – стыд.

Неприязнь – к власти. Стыд – за себя – перед народом. Потому что люблю устрицы, тирамису и испанский окорок, и что теперь делать – не знаю. А еще испытываю огорчение, потому что не могу понять, что же собственно, происходит. Казалось бы, все очевидно: Россия – чего-то наколбасила вокруг Украины такого, что Запад огорчился. И поскольку России на западное огорчение – тьфу и растереть, этот противный Запад ввел санкции. Чтобы Рогозину, Сечину, Якунину, а еще "Роснефти", "Газпромбанку" и массе других солидных людей и компаний стало некомфортно.

Могла ли Россия не отреагировать? – Нет. Россия встает с колен. И то, что еще не совсем встала, а находится пока в позе №2, означает только, что она завязывает шнурки на армейских ботинках. А значит, ответ последует. Кто-то назвал этот ответ ответными санкциями. Кто-то – "самоэмбарго". Дело не в том, как назвать. А дело в том, что российский народ с диким энтузиазмом воспринял решение власти заставить народ жить хуже, чем раньше, но зато скрутить и сунуть в нос Западу огромный кукиш. Чтобы тамошние фермеры, которые пойдут по миру, и банкиры, которым фермеры не вернут кредиты, испытали лишения и неприязнь. Но не к нам, естественно, а к своим политикам! И политики испугаются, и перед Россией извинятся. А то, что собственно российское население чего-то там лишится на столе, это не так уж и важно.

Если все будет продолжаться в том же ключе – я лично готов променять русский дух на устрицы. Не хочу, чтобы история России повторялась на мне

Не сомневаюсь в том, что сейчас мне немедленно станут доказывать, что жить не станет хуже. Потому что 90% россиян всяких изысков типа лобстеров и трюфелей в глаза не видело и не нюхало. А вот говядину с курятиной и яблоки мы и сами легко вырастим и съедим. Два вопроса. Первый – раньше было много разной еды, из разных стран, на разные вкусы. Кто что любил и что мог себе позволить, то и покупал. Теперь разнообразие сильно поуменьшится, а что-то исчезнет вовсе. И даже если можешь себе позволить, все равно не купишь. Потому что президент так решил. В чем же улучшение жизни? Второй вопрос – утверждают, что мы практически все продукты, в том числе деликатесы, можем производить сами. Тогда почему же до сих пор не производили, а завозили оттуда, где их делают испокон веков?

Кто ответит на эти вопросы? Без всяких сказок про "пятую колонну", которая не пускает отечественное на прилавки супермаркетов? Говоря другим языком: если мы такие умные, почему до сих пор не богатые?.. И вот что еще потрясает – массовая убежденность в том, что теперь-то Россия сможет, наконец, себя обеспечить собственным продовольствием. Без всяких там Америк, Испаний и Норвегий. Правда, почему-то предложено немедленно Бразилии, Чили и Турции занять на российском рынке продуктов внезапно освободившееся место. И нет ни у кого сомнений, что они так и сделают, потому что об этом рынке мечтает весь мир.

Как я понимаю, выглядит это так, что Россия говорит, например, Бразилии: "Здравствуйте, у нас тут такое дело. Раньше мы у вас не покупали говядину, потому что у других поставщиков она лучше или дешевле. А теперь мы на них обиделись, и целый год у них покупать не будем. Мы решили теперь у вас покупать. Давайте, начинайте поставлять. А через год мы или с ними помиримся, или сами уже будем много производить. И тогда вы тоже с вашей говядиной можете пойти в... Да, кстати! Мы и на вас тоже можем обидеться в любой момент! И тогда перестанем и у вас покупать! А так – добро пожаловать в Россию!"

Наверное, бразильские фермеры и чиновники от таких перспектив просто места себе не находят от счастья... И целый год будут все отдавать нам за бесценок. А еще, оказывается, мы и сами давно уже умеем делать всякие европейские штучки. Как гордо заявляют патриоты, наша моцарелла вкуснее итальянской! Так что проживем!! Что же, очень может быть...

Правда, опять пара вопросов занимает меня. Первый – само слово это – "моцарелла", давно ли узнали российские корифеи сырного дела?.. И почему раньше не делали? Лет эдак 15-20-40 назад?.. А второй – почему же не видать на полках Милана российской моцареллы, если она лучше тамошней?.. А еще удивительно: все согласны с тем, что продукты подорожают, а некоторые просто исчезнут. И что инфляция ускорится. И что качество замены будет хуже, а коррупция будет обгонять объемы производства отечественных деликатесов... С этим согласны все – от чиновников правительства и политологов до рядового патриота с шестью сотками не подлежащей вскапыванию земли, до которой нужно тащиться по пробкам четыре часа, чтобы вырастить ведро вялой картошки. И все они готовы это принять, с этим жить... Почему?

Неужели только ради того, чтобы фермеры Голландии вышли на демонстрацию, а греки разорились еще больше? На мой взгляд, главное уныние ситуации заключается в двух основных обстоятельствах, да еще в том, что оба эти обстоятельства наш народ уже пережил раньше – с весьма печальным итогом. Первое: было уже так, что много лет ОНИ ТАМ НАВЕРХУ за нас решали, что нам читать, какие фильмы смотреть, в какие страны ездить... И вот теперь за нас опять решают – на это раз, что нам есть и пить... Думаю, это очередное возвращение к идее о том, что народ неразумен и сам не ведает, в чем его настоящее счастье. А вот ОНИ – знают. Я бы понял, если бы выступил президент, и сказал: "Ребята! Нас обижают! Не покупайте ихнее! Пусть знают, каков русский народ!" А народ перестал бы покупать. А поставщики той же семги прибежали бы к норвегам и сказали: "Не берут!!! Из принципа не берут!! Народ не хочет!!! Делайте что-нибудь, чтобы наш народ снова к вам передом повернулся!!" А сейчас как? Норвеги говорят: "Почему не берете?!" А наши поставщики им в ответ: "Народ очень хочет!! Но вот власть... Не разрешает..." Какой вывод делают норвеги? – Власть против народа. Значит, что? – Нужно эту российскую власть "валить". Ради спасения народа. Если кто-то считает, что Запад будет действовать по-другому – расскажите...

И второе обстоятельство – очень показательное, и тоже с точки зрения истории поучительное для тех, кто способен учить историю. Это неподдельная радость и злорадство одной части общества по поводу того, что некоторая другая часть общества теперь лишится возможности кушать устриц, маскарпоне и фуа-гра. Знаменитое "Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит..." воплощается в жизнь в очередной раз. К тому же это воплощение сопровождается гласом народа: "Не нравится, как возрождается страна, – пусть валят к своим хамонам!! Тоже, креативный класс!! Интеллигенция! Правильно сказал Ленин – вы не мозг нации, а ее..." Ну, а как возьмет этот "креативный класс" и скажет: "Пареная репа – это хорошо, но вот после хороших спагетти с соусом песто почему-то мозг работает с большим энтузиазмом... Так что – "До свиданья, Москва, до свиданья..." Кто тогда будет поднимать авиапром, изобретать йотафоны и синтезировать вакцину против лихорадки Эбола?.. Если все будет продолжаться в том же ключе – я лично готов променять русский дух на устрицы. Не хочу, чтобы история России повторялась на мне.

Владимир Бекиш – эксперт в сфере стратегической безопасности

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG