В конце минувшей недели лидер украинской праворадикальной группировки “Правый сектор” Дмитрий Ярош выдвинул ультиматум президенту страны Петру Порошенко: в течение 48 часов активисты организации, входящие в состав подразделений антитеррористической операции, обещали покинуть линию фронта на востоке страны и организовать вооруженный поход на Киев с целью проведения реформ в Министерстве внутренних дел Украины. Однако впоследствии радикалы отказались от ультиматума и заявили, что их требования выполнены.
Поводом для ультиматума власти стали аресты некоторых членов "Правого сектора", а также то, что на посту заместителя главы МВД Украины оставался один из, как заявил Дмитрий Ярош, “московских ставленников и деятелей контрреволюции на Украине” Владимир Евдокимов. Именно он, утверждают националисты, пытался уничтожить “Правый сектор” и лично отдал приказ об убийстве в конце марта этого года одного из известных националистов Александра Музычко (Саши Белого). “Подыгрыванием Кремлю”, который вновь пытается расшатать внутриполитическую ситуацию на Украине, назвал выдвинутый Ярошем ультиматум министр внутренних дел Украины Арсен Аваков.
Однако после того, как выяснилось, что в Киеве пошли навстречу требованиям националистов, в частности были освобождены их активисты, лидер “Правого сектора” заявил, что его бойцы останутся в зоне боевых действий в Донбассе. Руководитель компании Berta Communications, политтехнолог Тарас Березовец напоминает, как глава МВД Арсен Аваков в понедельник сделал заявление о том, что он обратился к правительству с просьбой уволить своего заместителя Евдокимова, отставки которого, собственно, Ярош и добивался:
– Вряд ли эту ситуацию стоит рассматривать с точки зрения "подыгрывания Кремлю". Необходимо понимать, что в стране идет реальная война. Ярош находится фактически на фронте, и в таких условиях люди порой могут делать необдуманные заявления. Как известно, после этого и Аваков, и Ярош сняли взаимные обвинения. Очевидно, что их примирил либо сам президент Порошенко, либо кто-то из президентской администрации. Поэтому я не рассматриваю эту ситуацию как некий преднамеренный план с целью подлить масло в огонь и подыграть российской пропаганде.
Однако киевская газета “Дело” пишет, что настраивать националистов против украинской власти, деморализовывать военных на востоке страны, организовывать митинги "солдатских матерей" и подогревать нетерпимость к беженцам с Донбасса – все это составляющая единого антиукраинского сценария Кремля.
Сейчас на востоке Украины вместе с регулярными войсками в боевых действиях участвуют и добровольческие батальоны "Донбасс", "Азов", "Айдар", "Шахтерск" и "Киев". В минувшем месяце был сформирован и батальон “Правого сектора” под командованием Дмитрия Яроша. Украинская пресса называет лидера радикалов креатурой главы Службы безопасности Украины Валентина Наливайченко. До смены власти, когда Наливайченко был депутатом фракции партии УДАР в Верховной Раде, Ярош был его помощником.
– После формирования структур новой украинской власти кандидатура лидера "Правого сектора" рассматривалась на пост одного из руководителей Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). И даже фигурировала информация, что он должен был стать секретарем СНБОУ. У Яроша действительно существуют возможности влияния на нынешнее руководство страны. В добровольческие батальоны входят довольно многочисленные структуры “Правого сектора”, поэтому украинская власть вынуждена прислушиваться к его мнению, – считает Тарас Березовец.
Впрочем, исполнительный директор Центра прикладных политических исследований “Пента” Александр Леонов называет роль “Правого сектора” в украинской политике преувеличенной:
– Это больше похоже на акцию по влиянию на общественное мнение, сначала от самого появления “Правого сектора” и затем до российской пропаганды, которая "слепила" из этой организации некоего "монстра". На самом деле степень реального политического влияния “Правого сектора” очень четко показали итоги президентских выборов, когда баллотировавшийся на пост главы государства лидер организации не смог набрать даже одного процента голосов. Сейчас очевидно, что “Правый сектор” хочет набить себе цену накануне избирательной кампании перед выборами в Верховную Раду. И нынешнее заявление похоже на предыдущие ультиматумы, которые заканчивались лишь сотрясением воздуха.
“Правый сектор” хочет набить себе цену накануне избирательной кампании перед выборами в Верховную Раду
Конечно же, заявление Яроша сразу было подхвачено российскими СМИ в контексте их утверждений о возможности третьего вооруженного киевского "Майдана". Но мы видим, что Ярош отозвал свой ультиматум, и это значит, что потенциала даже для какого-то обозначения угрозы не было. В случае если антитеррористическая операция в Донбассе будет завершена и Ярош проиграет выборы, а он не сможет их выиграть, потому что у него нет необходимой поддержки в обществе, он окажется на обочине политического процесса, – убежден исполнительный директор Центра прикладных политических исследований “Пента” Александр Леонов.