В Берлине завершились продолжавшиеся пять часов и закончившиеся глубокой ночью переговоры по выработке "дорожной карты" урегулирования конфликта и прекращения военных действий на Украине – именно так охарактеризовал цель встречи министров иностранных дел четырех стран глава МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер. По итогам переговоров Штайнмайер заявил о "прогрессе по отдельным пунктам". Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров общался с журналистами уже утром в понедельник и заявил, что на переговорах в Берлине "были сняты все вопросы о поставках гуманитарной помощи на юго-восток Украины". Министр иностранных дел Украины Павел Климкин намекнул на безрезультатность переговоров в своем твиттере.
По словам Штайнмайера, переговоры были трудными, но в отдельных пунктах был достигнут прогресс. Как сказал министр журналистам, теперь участники переговоров проинформируют глав государств и правительств о содержании бесед, и далее в течение понедельника-вторника договорятся о форме продолжения переговорного процесса. "Целью во всех случаях остается сообразно нашим возможностям способствовать достижению наконец прекращения огня на Украине, чтобы избежать дальнейших жертв в будущем", – сказал Штайнмайер. В сообщении на сайте МИД России говорится, что "определенный прогресс" был достигнут "по всем вопросам переговоров".
Сергей Лавров выступил перед прессой уже в понедельник утром. Как сообщает "Интерфакс", он заявил о снятии в результате переговоров "всех вопросов по доставке гуманитарной помощи на юго-восток Украины". Российский министр также призвал США убедить власти Украины "пойти на прекращение огня" и опроверг появившуюся в конце прошлой недели информацию о пересечении российской военной техникой украинской границы и последующем разгроме этой колонны украинской армией.
Глава МИД Украины Павел Климкин никаких заявлений не делал, но написал в твиттере следующее: "Пять часов сложнейшего разговора. Но, наверное, чтобы сдвинуть с места, надо много раз по пять часов. Нет места для компромисса там, где государство должно пересечь свою красную линию. Украина ее не пересекла. Чувствовал поддержку наших партнеров".
Переговоры проходили в резиденции германского МИДа на вилле Борзиг. Это уже вторая встреча в подобном формате. 2 июля в Берлине по итогам двухчасовых переговоров была выработана совместная декларация, в которой стороны подтвердили обязательство достичь мира на Украине.
Газета "Аугсбургер Альгемайне" в материале под заголовком "Штайнмайер и разрешение кризиса на Украине. После встречи значит перед встречей", по этому поводу пишет:
"Встреча в Берлине результата не дала, но следующая встреча уже намечена. Она, возможно, состоится уже во вторник, и, может быть, она и принесет конкретные результаты в форме текста, готового к подписанию сторонами. Так считает Штайнмайер, но министр иностранных дел Украины Павел Климкин после переговоров не выразил особого оптимизма. Он написал в своем твиттере "Пять часов сложнейшего разговора. Но, наверное, чтобы сдвинуть с места, надо много раз по пять часов".
Эссенская газета "Вестдойче Альгемане Цайтунг" цитирует министра иностранных дел России Сергея Лаврова:
"Достойно сожаления, что на переговорах не удалось достичь соглашения о прекращении огня. Мы хотим добиться этого, но украинские коллеги выдвигают условия, от которых не намерены отказываться. До тех пор, пока киевские власти будут хотеть разрешить конфликт военным путем, переговоры, подобные вчерашним, вести не имеет смысла". Издание продолжает: "Видимо, Сергей Лавров рассчитывает на следующей встрече добиться результата, устраивающего Путина, он даже призвал США воздействовать на правительство в Киеве".
Более активно, нежели газеты, обсуждают встречу в Берлине радиостанции Германии. Историк и знаток России Карл Шлёгель заявил в интервью "Немецкому радио":
- Конечно, следует поддерживать общение, и дипломатия обязана продолжать прилагать усилия. Но это должно и может функционировать только на основе ясного понимания: "Россия напала на Украину, заняв Крым и развязав необъявленную войну на востоке Украины".
По поводу возможного предоставления Украине военной помощи Евросоюзом или НАТО высказался Вольфганг Ишингер, председатель Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. Вспомнив догму немецкой внешней политики - не поставлять оружие в регионы военных действий - он сказал:
- Речь не идет о шагах и решениях одной Германии, как в ситуации с Ираком и поставках оружия курдам. Речь о разрешении европейского кризиса, масштаб которого превосходит все, что мы пережили после развала СССР. Поэтому моя рекомендация на данном этапе: максимальная осторожность! Я опасаюсь, что если мы начнем поставлять оружие на Украину (хотя я хорошо понимаю основания, имеющиеся для такой просьбы у Павла Климкина), то мы будем тем самым провоцировать Москву, что не будет способствовать разрешению кризиса.