Пятый год подряд, 17 августа, в 8:15 утра Саяно-Шушенская ГЭС минуту молчит. Неизвестно, как долго сохранится эта традиция – пока будут живы родные погибших на рабочем месте и их дети или дольше, пока люди используют силу падающей воды для получения света, как напоминание об одной из крупнейших в гидроэнергетике катастроф – аварии на Саяно-Шушенской ГЭС 2009 года.
Родные погибших на Саяно-Шушенской ГЭС встретили пятилетие аварии пикетом. По этому делу они – потерпевшие. Судебный процесс начался в 2012 году, и люди надеются, что до конца этого года он закончится. Недовольны они поведением защиты подсудимых: сначала адвокаты по очереди уходили в отпуск, а теперь просто не являются без уважительной причины.
"Хотим выразить пикетом свое мнение, что пора уже нормально работать адвокатам. Потому что каждое заседание превращается в шоу", – говорит Наталья Клюкач, у которой в аварии погибла сестра. "Пять лет прошло, а приговора нет. У нас остался всего один год до окончания срока давности", – возмущается Алла Булановская, мать погибшего в аварии.
Пять лет с момента аварии – большой срок для поселка Черемушки, основанного всего 40 лет назад. Все, кто здесь живет, считают друг друга родственниками. Не только потому, что маленький поселок объединила трагедия – они приехали сюда, на большую стройку, со всего Советского Союза в 60-е годы. Здесь была глухая тайга. Начали с прокладки дороги. Станция строилась 30 лет. Они построили ГЭС, создали семьи…
"Это было сложное дело. Отвоевывали у гор эту дорогу между Саяногорском и Черемушками, она была вырублена в скалах", – вспоминает Валентин Стафиевский, ветеран гидроэнергетики, который руководил Саяно-Шушенской ГЭС в 80-е годы.
Потом перекрыли Енисей и построили плотину высотой почти в четверть километра, почти вдвое выше пирамиды Хеопса. Зачем такую большую?
"Эпоха холодной войны, эпоха соревнований двух систем, – говорит Валентин Стафиевский. – Это период, когда буквально боролись за каждый эффектный показатель, который бы говорил о том, что наша система, социалистическая, она значительно прогрессивнее, нежели "загнивающий" капитализм. Кстати, к трагедии этой, которая произошла 5 лет назад, это имеет отношение. Потому что, несмотря на то что мы строили такие станции, опыта, мирового опыта, мирового, подчеркиваю, у нас не было".
Теперь такой опыт есть. Новые агрегаты Саяно-Шушенской ГЭС сделаны с учетом трех десятков лет эксплуатации станции и с учетом уроков аварии. Дополнительной мерой защиты станции стал береговой водосброс, он гарантирует безопасный для плотины пропуск даже самых сильных паводков. Восстановление станции завершится до конца 2014 года. Последним будет введен в эксплуатацию гидроагрегат №2, с которого началась авария. Его крышку сорвало напором воды 17 августа 2009 года, в 8:15, и поток хлынул в машинный зал.
"Мы постарались все сделать в нашей оперативной будке, – вспоминает машинист вспомогательного оборудования Валентина Гулина. – Поставили стул на стол, чтобы кто-то мог взгромоздиться. Что-то делали, чтобы хоть как-то спастись кому-то. Я единственная сказала, что не умею плавать, и приняла для себя решение, что не буду ни за кого хвататься, ни за кого держаться, не буду ни для кого обузой. Я знала, что в этом аду я уже не спасусь, потому что мы поняли, что это конец. И я просто ступила в воду. И я подняла руки. Я уходила под воду, и меня это спасло, потому что те, кто был на поверхности и держались, их этой волной унесло. А я все уходила вниз и глотала эту воду и думала, что сейчас придет мне конец. А потом я начала бороться за жизнь, потому что устала глотать воду, а когда выплыла и увидела машинный зал… гляжу – свет".
Гидроэнергетики до сих пор выдвигают версии о причинах аварии: основная, которой придерживается и Ростехнадзор, – усталостное разрушение шпилек крепления крышки турбины. Почему это произошло, точного ответа нет. Доктор технических наук Виктор Кудрявый считает, что трещины в шпильках возникли еще в 80-е годы, когда гидроагрегат работал с временным рабочим колесом. Из-за его разбалансировки крепеж начал разрушаться. 24 ремонта, которые были тогда проведены, не помогли, пока колесо не заменили на штатное. Другие эксперты называют причиной разрушения шпилек воздействие высокочастотных вибраций, не обнаруженных системой вибромониторинга.
Теперь станционная система виброконтроля – обязательный элемент диагностики на всех объектах гидроэнергетики. А всего после аварии было внесено больше сотни изменений в правила и нормы эксплуатации ГЭС.
Этот опыт стоил дорого. 17 августа, в 8:15 утра, пятый год подряд, Саяно-Шушенская ГЭС минуту молчит, вспоминая 75 человек, погибших в этих стенах. Их родные и близкие надеются, что приговор по делу об аварии прозвучит раньше, чем истечет срок давности дела.