Шесть концепций университета-2040 были придумали участниками Летнего кампуса, который проходил этим летом в Татарстане. Помимо студентов Российской академии народного хозяйства и государственный службы, которая является инициатором и главным организатором проекта, модели для несуществующей реальности конструировали студенты, приехавшие на кампус из-за рубежа.
Интернационализация образования, - одна из главных современных тенденций, считает директор программы Liberal Arts РАНХиГС Евгений Миронов:
- На кампус приехало 2400 участников, они были из разных стран, из всех регионов России. Это тенденция – мы проводим уже третий кампус, и каждый раз он становится все более международным. Более того, в этом
старт-ап – это всегда победа по правилам, которые придумал не ты
году проекты защищались на английском языке. Каждая из команд должна была подготовить проект "Университет-2040", и я подчеркну, что мы задавали очень рамочные условия. Ребята спрашивали: а что вы хотите? – и для меня, как для руководителя тьюторской команды, сложно было не отвечать на этот вопрос, выдержать 8 дней, пока они сами искали свой метод, как вообще об этом нужно думать.
В этом для нас принципиальное отличие от похожих площадок, которых сегодня становится все больше, где студенту предлагается создать проект старт-ап. И ребята уже научились это делать достаточно хорошо, по крайней мере, наши участники. Но старт-ап – это всегда победа по правилам, которые придумал не ты. Мы сделали следующий шаг и предложили участниками подумать о том, какие бы правила они задали, если бы это зависело от них. Кампус – это же не учебная программа, а среда, в которой можно все, - объяснил главную идею проекта Евгений Миронов.
Студенты работали в командах по 40 человек, независимо от направления обучения и страны проживания, разговаривали по-английски. Правда, культурные и системные, несмотря на вхождении России в Болонский процесс, различия все-таки сказывались.
Изро Исаков, студент:
- На 5-6-ой день мы заметили, как команда сама собой собирается, делится на рабочие группы, и уже нет барьера между иностранцами и российскими студентами. В моей команде были представители Сербии, Хорватии, Македонии и других государств. И через какое-то время даже российские студенты между собой начали разговаривать на английском, хотя в первые дни все смущались и боялись.
Любопытно, что, когда был задан вопрос: каким вы видите образование? – между российскими и иностранными участниками сразу же возникли
россияне делали акцент на то, чем будет оснащен университет, а иностранцы полностью ушли в процесс обучения
разногласия. Российские студенты делали акцент больше на то, чем будет оснащен этот университет, как он будет выглядеть, более того, моя команда даже сделала макет плюс 3D-видео. А иностранцы полностью ушли в процесс обучения, разбирались в тенденциях, которые сейчас есть, пытались понять какие дисциплины будут важны в будущем. Собственно, одни дополняли других, в конце концов мы соединили свои мысли и получился очень интересный университет.
Анастасия Токарь, студентка:
- Конечно, каждый человек видит картину будущего по-своему, но есть и общие культурные различия. Эти различия в характерах становились
наши ребята что-то придумывают, изобретают, а иностранцы говорят: знаете, у нас это уже существует
иногда камнем преткновения в обсуждении, потому что сложно было объяснить иностранным студентам какие-то детали, которых в их образовании просто нет. Или то, чего еще нет в нашей системе образования, а за рубежом – это норма. То есть наши ребята что-то придумывают, изобретают, а иностранцы говорят: знаете, у нас это уже существует, это не новшество, это уже есть! – поделилась впечатлениями от работы в международной команде Анастасия Токарь.
Тем не менее, университет будущего станет интернациональным, это убеждение объединило все шесть команд. Были и другие общие принципы, которые присутствовали практически во всех моделях университета. Интересно и то, что на содержательном уровне, как заметил Евгений Миронов, все проекты дополняли друг друга:
- Что привлекает ребят в образовании для своих детей, которые в 2040 году, наверное, уже будут учиться в университетах? Прежде всего, очевидно, что современное высшее образование, по крайней мере на
студенты предлагали полностью построить образование по модели и логике компьютерной игры
уровне бакалавриата, должно быть широким и многоплановым. Они почувствовали, что узкая профессиональная подготовка при известных плюсах все-таки немножко ловушка. Об этом говорил и ректор Академии Владимир Александрович Мау, что современное образование в значительной степени возвращается к моделям Liberal Arts, когда сначала ребята получают очень разнообразную, универсальную подготовку, и самим студентам это очень нравится.
Вторая важная идея, которая присутствовала во всех проектах, а в некоторых была даже основной, - это элемент игры в образовании. Ребята даже предлагали полностью построить образование по модели и логике компьютерной игры, когда ты переходишь с уровня на уровень, набираешь очки и так далее. Конечно, игровые элементы и сейчас внедряются, но ребята это видят как важную линию для себя.
Еще интересная вещь – во всех проектах много говорилось о техническом оснащении университета, о виртуализации образования, что должно быть много технологий. Но все модели предполагали, подчеркну, прямое общение с преподавателем. Более того, они все настаивали на том, что это общение должно становиться все более индивидуальным, менее стандартизированным, тьюторским.
И два из четырех проектов, один из которых победил, предлагали модель полной интеграции мегаполиса и университета. Когда само пространство большого города становится пространством обучения.
Изро Исаков:
- В нашей команде ребята даже построили макет города-университета. Макет получился очень красивый, по виду напоминал Москва-Сити и был накрыт куполом.
Мы сделали акцент на практику, и возникло такое соотношение: 40 процентов – теория, 60 процентов – практика. В нашей видео-презентации есть фрагмент, когда студент заходит в некую комнату, ее стены раздвигаются, и он попадает в такое практическое пространство, где может попробовать свои навыки. Была идея что, передвигаясь по мегаполису, человек все время чему-то обучается. И купол над городом – это некая связь, чтобы все сразу понимали, что происходит. Еще мы пришли к мысли, что, поскольку в течение жизни человек меняет несколько профессий, иногда даже кардинально меняет ход своей жизни, одного образования мало.
Анастасия Токарь:
- Естественно, никто не знает, каким будет будущее, но одним из критериев стала реалистичность проекта. То есть мало того, что надо разработать концепцию университета, но еще необходимо внедрить ее в будущее. И каждая команда выделяла для себя факторы, по которым она определит будущее. Моя команда путем долгих обсуждений выделила три важные вещи – медицина, информационные технологии и появление новых альтернативных ресурсов. И, уже исходя из этого, у нас менялась и картинка будущего, и модель университета.
То есть мы взяли тенденции, которые существуют в настоящее время, и пролонгировали их до 2040 года, не придумывая ничего из воздуха.
Исходили из того, что медицина сейчас активно развивается, и, с учетом новых технологий, человек будет жить дольше, лет до 100. Из них примерно 80 лет он будет активен, поэтому у него будет несколько карьер, а значит - несколько профессий.
Кроме того, возникла идея универполиса, когда сращиваются университет и город. И в этом случае ректором становится вице-мэр.
Ребята разработали также концепцию финансирования: студент платит за образование 15 процентов от стоимости, остальное оплачивает работодатель, который заинтересован в том, чтобы люди учились чему-то новому, - закончила рассказ о проекте-победителе Анастасия Токарь.