Глава Федерации футбола Украины Анатолий Коньков призвал президента ФИФА Йозефа Блаттера и главу УЕФА Мишеля Платини ввести санкции против Российского футбольного союза. Об этом говорится в письме Конькова в адрес Блаттера и Платини. РФС, как считает Коньков, «незаконно и безосновательно» принял в свои ряды крымские клубы. Министр спорта России Виталий Мутко заявил, что принятое в конце июля решение РФС об участии трех команд из Крыма в соревнованиях зоны "Юг" второго российского дивизиона – внутреннее дело России: все эти клубы организованы наново и формально не имеют связи с украинским футболом.
Многие эксперты считают тем не менее, что РФС нарушил положения устава Международной федерации футбола, и вопрос о санкциях против России потому остается открытым. Первые игры чемпионата России команды из Крыма должны провести 20 августа; сегодня они сыграли первые матчи Кубка России.
Крымские команды, еще в минувшем сезоне выступавшие в Премьер-лиге чемпионата Украины, расформированы. В сезоне 2014/2015 украинская Премьер-лига – по причинам не спортивного характера – осталась сразу без трех клубов, выступавших в ней еще год назад. Киевский "Арсенал", столкнувшись с финансовыми проблемами и невозможностью найти спонсора, решил сняться с турнира. Еще две команды – "Севастополь" и "Таврия" – расформированы из-за непризнания международными футбольными ассоциациями УЕФА и ФИФА присоединения Крыма к России. Это обстоятельство привело к невозможности для этих клубов выступать за Россию, а также к утрате права пользоваться прежними клубными названиями.
Помимо юридических, после аннексии полуострова у крымских футбольных команд возникли и финансовые проблемы. Спонсором "Таврии" был украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ, который отказался от дальнейшего финансирования из-за потери для клуба возможности выступать в профессиональных лигах. Ликвидирован и ФК "Севастополь", спонсором которого был принявший украинское гражданство российский предприниматель Вадим Новинский.
В Симферополе вместо "Таврии" созданы перерегистрированные как новые, российские юридические лица, сразу два клуба, ТСК и "Скиф", первый из которых допущен к выступлениям во втором футбольном дивизионе. На севастопольском стадионе теперь тренируется команда "СКЧФ Севастополь", созданная после ликвидации клуба украинской премьер-лиги "Севастополь", а также ялтинская футбольная команда "Жемчужина". По словам бывшего защитника клуба "Таврия" Дмитрия Матвиенко, игрокам, отказавшимся от украинского гражданства и получившим российское, согласно международным правилам лицензирования футболистов, запрещено играть за российские команды. Легионеры-иностранцы подписали контракты с европейскими клубами.
Набирать легионеров в команды низших российских футбольных лиг запрещено, что, естественно, отразится на спортивных перспективах ТСК, "СКЧФ Севастополь", "Жемчужины" и других крымских клубов. Министр спорта России Виталий Мутко тем не менее в их будущее сморит с оптимизмом, а вот участники заседания РФС, принявшего команды во второй дивизион России, высказывали опасения, что это может привести к введению дополнительных международных санкций: либо к переносу в другую страну чемпионата мира по футболу в 2018 году, который пока планируется играть в России, либо к исключению российских футбольных команд из еврокубков.
О том, как реагируют на сложившую ситуацию на Украине, и о том, как в условиях военных действий на востоке страны проходит футбольный чемпионат, Радио Свобода рассказал главный редактор киевского журнала "Футбол" Артем Франков:
Либо футбольные власти России просто не соображают, какими последствиями это чревато для страны и для ее футбола, как и для будущего проекта ЧМ-2018, либо в России знают что-то такое, что нам неведомо, и этот мир гораздо более холодно практичен, чем нам представлялось
– Реакция в Киеве на все эти события, связанные с крымскими клубами, гневная, но, с точки зрения футбольной общественности, недостаточно активная. Позиция Федерации футбола Украины, как считают ее критики, должна быть более активной, как минимум работы с прессой в этой ситуации ей не хватает. На Украине категорически не согласны с тем, что крымские клубы имеют хоть какое-то право играть в чемпионате России – по той простой причине, что изъятие Крыма из состава Украины не признано ООН, не признано международным сообществом и, естественно, не признаётся самой Украиной. Россия, следовательно, нарушает статьи 83 и 84 Устава УЕФА, согласно которым нельзя проводить матчи своего чемпионата на территории другой страны без разрешения этой страны. Либо футбольные власти России просто не соображают, какими последствиями это чревато для страны и для ее футбола, как и для будущего проекта ЧМ-2018, либо в России знают что-то такое, что нам неведомо, и этот мир гораздо более холодно практичен, чем нам представлялось. Матчи крымских команд в рамках чемпионата России могут быть осуществлены только с согласия четырех сторон: РФС, Федерации футбола Украины, которой подотчетна крымская территория, ФИФА и УЕФА, которые действуют согласно позиции ООН. А присоединение Крыма к России ООН не признаёт.
– "Таврия" и "Севастополь" исчезли навсегда? Помнится, были разговоры о том, что команды эти могут сохраниться и переехать в другие города Украины.
– Никто не переехал. Отдельные игроки, сохранившие украинское гражданство, трудоустроились в других украинских клубах. Более того, насколько я знаю, в новообразованных крымских клубах нет ни одного футболиста из бывших "Таврии" и "Севастополя" – по той причине, что карточки этих футболистов находятся в Федерации футбола Украины. Они не имеют возможности выступать в российском чемпионате, поскольку не получили трансферные сертификаты, которые обязана выдавать одна национальная федерация при переходе игрока под эгиду другой национальной федерации. Конечно, "Таврия" и "Севастополь" пока для Украины потеряны. Можно спорить о том, какова бы была их судьба, если бы не произошло того, что произошло с Крымом: оба клуба с финансовой точки зрения считались проблемными даже "до того, как". А ситуация сейчас для крымского футбола, я считаю, абсолютно патовая. Как Россия планирует "заиграть" новые клубы в своем чемпионате, я, например, себе не представляю.
Ситуация сейчас для крымского футбола, я считаю, абсолютно патовая
– Чемпионат Украины проходит в непростых условиях. Есть ли какие-то ограничения, вызванные непростой ситуацией на востоке страны?
– В первую очередь, пять команд не могут проводить матчи внутреннего чемпионата и кубка страны на своих полях – три донецких клуба ("Шахтер", "Металлург" и "Олимпик"), мариупольский "Ильичевец" и луганская "Заря". "Шахтер" обосновался во Львове, "Заря" – в Запорожье, еврокубковые матчи проводятся в Киеве, где выступают также "Олимпик" и "Металлург". "Ильичевец" пока разъезжает по гостевым матчам. И с еврокубками та же ерунда. Добавьте еще, что "Днепру" с "Металлистом" УЕФА не разрешила проводить международные матчи дома, в силу известных военных событий.
Второй фактор чемпионата – тотальное бегство легионеров. Уровень чемпионата Украины все-таки во многом определялся именно иностранными футболистами, тут нечего строить ура-патриотическую физиономию. Третий фактор – где-то скрытые, где-то почти явные финансовые проблемы клубов. Многие хозяева просто-напросто не хотят в этих условиях развивать футбольные проекты, видя их бесперспективность, не понимая, чем все это закончится. Скажем так, веру в светлое будущее сохраняют немногие. Вот посмотрите, что произошло с харьковским "Металлистом": они еще зимой начали распродажу игроков, потом четверо футболистов основного состава сбежали, аргентинцы, и сейчас речь идет о том, что будут продавать снова и снова, чтобы поддерживать относительное благополучие клуба, чтобы дальше как-то жить.
Когда начинали этот чемпионат, когда обсуждали систему розыгрыша, уже были серьезные основания считать, что далеко не все команды дойдут до конца сезона, а может быть, не все доживут даже до конца года. Финансовая основа украинского футбола, без чего он просто невозможен, – это меценаты, те люди, которых называют олигархами, те, которые в силу каких-то причин желают тратить свои деньги на футбол. Здесь нет и не может быть никакой господдержки. Только любовь к футболу заставляет спонсоров сейчас продолжать свое дело, как и верить в светлое будущее. Ситуация следующая, я ее характеризую так: мы сейчас не развиваемся, мы выживаем, мы надеемся на возвращение мирного времени.
– Зрители теперь не ходят на стадионы?
– Трибуны не пустые, но, безусловно, определенное падение посещаемости есть. Оно связано еще и с тем, что многие клубы не играют на своих стадионах. "Шахтер" на 50-тысячной "Донбасс-арене" обычно собирал на матчи чемпионата страны по 25-30 тысяч зрителей. Во Львове на матч "Шахтер" – "Металлист" собралось 18 с лишним тысяч зрителей. На матче "Динамо" с "Олимпиком" в Киеве было 14 тысяч. Люди ходят, эта инерция присутствует. Конечно, мы будем футболом интересоваться, вопрос – насколько страстно. Я и по себе это чувствую: даже во время недавнего чемпионата мира – классного, захватывающего, во многом непредсказуемого – я просто по долгу службы вынужден был иногда себя заставлять смотреть те или иные поединки.
– Разговоры о прекращении или приостановке чемпионата Украины не ведутся на этом фоне?
– Нет! Поднимаются отдельные вопросы морали: как мы будем играть в футбол, когда каждый день гибнут десятки людей на востоке? Но я так считаю: если мы ценим наш футбол, а футбол – это все-таки наша жизнь, наша гордость, я бы даже сказал, определенный сектор экономики, надо продолжать играть. Если мы сейчас закроемся, то нам будет очень трудно открыться снова. Мы просто живем сегодняшним днем, играем чемпионат страны, играем Кубок Украины, играем в еврокубках... – говорит киевский спортивный журналист Артем Франков.