Ссылки для упрощенного доступа

ХНР и Харьков, "форпост вiльного свiту"


"Украинский марш" по улицам Харькова. Июнь 2014 года
"Украинский марш" по улицам Харькова. Июнь 2014 года

Возвращение в Харьков мэра Геннадия Кернеса оживило политическую жизнь и вызвало всплеск разговоров о сепаратизме

Гражданские организации Харькова требуют отставки городского совета и мэра города Геннадия Кернеса. Формально эти требования связаны с недавним присвоением городскими властями двум членам Совета Федерации России статуса почетных граждан Харькова. Новые заявления Кернеса – крупного бизнесмена с противоречивой репутацией – о том, что Россия не причастна к ситуации на юго-востоке Украины, вызвали в городе волну возмущения.

О ситуации в городе Радио Свобода рассказал гражданский активист, менеджер движения "Майдан мониторинг" Александр Шевченко.

– Судя по всему, политическая жизнь в Харькове в последние дни оживилась. В российских газетах пишут даже о возможности возникновения Харьковской народной республики. Насколько это соответствует действительности?

– Формально организовать можно все что угодно. Вот я могу собрать друзей, выпить с ними пива на кухне и там организовать мою личную кухонную республику. Выглядит харьковское движение сторонников сепаратизма так: кучка из двадцати, тридцати, ну сотни человек на полуторамиллионный город. Эта идея не имеет под собой никаких электоральных, политических, экономических оснований.

– Люди, которые разделяют такие сепаратистские настроения, тем не менее оживились в последние недели?

– Существует оживление, связанное с активизацией деятельности нашего мэра Геннадия Кернеса. Я не могу сказать, что задача у Кернеса – создать Харьковскую республику. Он человек циничный, преследует свой личный интерес и пытается балансировать между разными политическими силами, чтобы только удержать ситуацию в Харькове в своих руках. Все эти сепаратистские настроения имеют абсолютно маргинальный характер, а возглавляют все движение пара людей, считающих себя интеллектуалами. Они пытаются консолидировать "Русский мир" в той форме, в которой эта концепция предлагается Кремлем. В Харькове для этого абсолютно нет почвы.

– Вам понятно, какие отношения складываются между Геннадием Кернесом и новой киевской властью?

Возвращение Геннадия Кернеса в Харьков после лечения, как считают критики мэра, не оздоровило ситуацию в городе
Возвращение Геннадия Кернеса в Харьков после лечения, как считают критики мэра, не оздоровило ситуацию в городе

​– Если бы кто-то гарантировал Кернесу сохранение власти при сохранении же действующих коррупционных схем и личных бизнес-интересов мэра, он бы с удовольствием вывесил над своей мэрией даже флаг Зимбабве. Ему по большому счету, все равно, под каким флагом жить, ему важно сохранить власть, поэтому Кернес играет сразу во все стороны. По этим причинам при его появлении на публике немножечко активизируется какое-то пророссийское или антикиевское движение. Это все абсолютно инсценировано, чтобы показать: пока Кернес в Харькове, он удерживает регион и город от серьезного конфликта. Чтобы дать понять Киеву: кроме него эту якобы сложную ситуацию в Харькове никто контролировать не в состоянии. И Киев отчасти в эту ловушку попадается. Но, может быть, последние действия Кернеса – "награждение" членов Совета Федерации России, которые голосовали за присоединение Крыма, статусом почетных граждан Харькова, – наконец-то, позволят власти в Киеве понять, кто есть кто в нашем городе. Гражданское общество Харькова уже просто требует роспуска городского совета.

– 12 августа как раз должно состояться заседание Харьковского городского совета, где так или иначе этот вопрос будет обсуждаться. Насколько я знаю, в минувшие выходные в городе прошло народное вече, тоже на эту тему. Вы думаете, что гражданское общество способно каким-то образом побудить харьковские власти изменить свою позицию или повлиять на позицию Киева?

Если бы кто-то гарантировал Кернесу сохранение власти при сохранении еще и действующих коррупционных схем и личных бизнес-интересов, он бы с удовольствием вывесил над своей мэрией даже флаг Зимбабве

– Я думаю, что в нынешней ситуации – нет. У нас остались в руководстве на местах люди, которые голосовали за разгон Майдана, в поддержку власти Януковича, в поддержку его людоедских законов, в поддержку беспредела, который творил "Беркут". Эти люди играли 22-23 февраля в так называемый сепаратистский съезд, который нам удалось сдержать от радикальных решений только с помощью того, что вышел 20-тысячный митинг ко Дворцу спорта. Депутаты этого съезда побоялись в такой обстановке какие-то резкие движения делать...

И Кернес прекрасно понимает, что резких движений в Харькове нельзя производить. Когда он вернулся в город после лечения в Израиле, после покушения, его встретили тысячами украинских флагов перед аэропортом. Поэтому он – "и нашим, и вашим". Но говорить о том, что он является проукраинским политиком, нельзя. Кернес не заинтересован в формировании гражданского общества. Находясь у власти, он четыре года формировал в Харькове такую систему, которая уже 23 года существует в Донбассе: монополия на власть, чистка СМИ, никакой значимой оппозиции. Как гражданскому обществу вести диалог с таким человеком, если он не является договороспособным?

– Очевидно, представители власти в Киеве все-таки понимают, какая ситуация сложилась в вашем городе. Кернес тем не менее остается главой Харькова. Слишком он силен, получается?

– На самом деле, у него широкие связи как в старой власти, так и в новой. Большинство представителей правоохранительных органов, милиции, прокуратуры Харькова так или иначе с ним связаны. В Киеве среди депутатов Верховной Рады у Кернеса есть определенное лобби. К сожалению, ему со всеми удалось договориться. Он создает миф о том, что является настоящим государем харьковской земли, без которого городу ну никуда. Но на самом деле Харькову без его этих игр на лезвии ножа намного спокойней. Город является составной частью украинского общества – и ментально, и исторически, и культурно, и экономически Харьков интегрирован только в украинское поле.

– Ощущается сейчас, что сейчас Харьковская область – это фактически прифронтовая зона?

Украинская политическая нация сильна как никогда, сплочена вокруг цели победы в освободительной войне, мы события в Донбассе иначе не воспринимаем

– Если вы в харьковском кафе услышите разговор о том, что кто-то заказывает 10 бронежилетов, не удивляйтесь. Военные грузовые самолеты часто летают над городом. Фронтовая зона получает поддержку именно через Харьков. Очень многие люди в Харькове вовлечены в волонтерское движение, в том числе бизнесмены, предприниматели, малый бизнес. Очень активно развивается движение "Альтернатива", которое работает в том направлении, чтобы сменить муниципальную власть, сделать ее ближе к людям. Гражданское общество бурлит, работает. Если регулярно не собираются 10-тысячные митинги, это абсолютно не значит, что гражданская активность на нуле. Харьков – сейчас форпост украинского вiльного свiту [свободного мира]. Два центра таких сейчас в стране – Харьков и Днепропетровск. В Днепропетровске активность немного выше из-за очень большого содействия населению местных властей, команды Коломойского, хотя там тоже вопросы есть. А Харьков больше силен именно волонтерской поддержкой АТО.

Недавно я как офицер запаса переоформлял свой военный билет. Спросил у военкома: "Что сейчас с призывом?", это было еще до президентского указа о частичной мобилизации. Он говорит: желающих подтвердить свой военный статус, призваться в армию, добровольцев, которые записались в списки на призыв в первую очередь, больше чем достаточно.

– Много у вас беженцев из зоны боевых действий?

– Я не готов сейчас назвать конкретные цифры, но беженцев намного больше, чем указано в официальных источниках (приводятся данные о 10 тысячах человек, по-моему). Это связано с тем, что многие приезжие не хотят регистрироваться. Система господдержки в Украине очень слаба, на обе ноги хромает. Большинство людей либо обращаются к родственникам, либо пользуются услугами волонтерских организаций, которые и в этом направлении работают очень активно.

– Каково ваше общее ощущение: военный конфликт на востоке Украины идет к завершению или затянется неизвестно насколько?

– Восток Украины – это вообще миф такой, риторику нужно менять. Восток Украины и Донбасс – это разные вещи. Целостного политического понятия "восток Украины" не существует, это же не прогноз погоды... Харьков, Луганск, Донецк, Днепропетровск, Запорожье электорально и политически – очень разные регионы с точки зрения ментальности, культуры и всего остального. Война идет в Донбассе, сейчас уже – на относительно маленьком участке Донбасса. На сегодняшний день люди и там хотят мира. Я не скажу, что все жители этой территории стали членами украинской политической нации, которая стала сильной как никогда, которая сплочена вокруг цели победы в освободительной войне, мы события в Донбассе иначе не воспринимаем. Но на самом деле в рядах сепаратистов осталось совсем немного местных жителей, причем эти люди, как правило, несут службу где-то на блокпостах, занимаются вторичными работами, не участвуют в боях. Если российская поддержка сепаратизма будет прекращена, ситуация выправится относительно быстро, если нет, то конфликт может тлеть неопределенно долгое время, – считает харьковский гражданский активист Александр Шевченко.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время свободы"

XS
SM
MD
LG