9 августа у стен Музея истории политических репрессий "Пермь-36" собралось около сорока человек – общественников, журналистов и просто неравнодушных граждан. Они обсуждали, как сохранить музей и международный форум "Пилорама", который несколько лет проходил на территории "Перми-36", но с прошлого года утратил поддержку местной власти и перестал проводиться.
Участники встречи планировали посетить с экскурсией сам музей, однако их туда не пустили. На оба выходных в музее были объявлены санитарные дни (никакого официального распоряжения об этом на дверях музея размещено, впрочем, не было). Одна из причин – учения МЧС, которые проводились именно 9 августа и именно у стен "Перми-36", на реке Боярка.
Меры безопасности 9 и 10 августа были повышенными, хоть акция и анонсировалась как "частное мероприятия на частной территории"(поляна рядом с музеем принадлежит его создателю Виктору Шмырову).
Оба выходных дня у стен музея дежурила полиция, а на подъездах к поселку Кучино, где находится "Пермь-36", – патрули ГИБДД. Сотрудники дорожной полиции переписывали данные всех въезжающих и выезжающих. Как объяснил представитель ГИБДД, мера эта никак не связана с проводимым сходом и объясняется объявленным на территории "режимом пожарной зоны".
Запланированную дискуссию собравшиеся, впрочем, сумели провести. Обсудили два вопроса – будущее форума "Пилорамы" и пути сохранения музея "Пермь-36". Участники дискуссии сошлись во мнении, что юридически одно необходимо отделить от другого – ведь именно фестиваль, показавшийся властям опасным, спровоцировал проблемы вокруг музея.
"Политическая атмосфера в стране становится напряженней. И наши местные власти просто испугались. Конечно, дело не в музее, а в фестивале "Пилорама", – объясняет председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев. – Они побоялись, что он может стать некоей точкой политического роста, и просто перестраховываются".
Собравшиеся решили, что в дальнейшем проводить форум необходимо своими силами и только на свои деньги, не рассчитывая на бюджетную поддержку. Пусть даже фестиваль уже не будет таким масштабным, как раньше. Каким именно он будет, кто станет основным "оператором" проекта и где взять деньги, участники схода решили обсудить уже осенью, сформировав оргкомитет будущей "Пилорамы".
Инициатор акции журналист Юрий Бобров таким итогом обсуждения остался доволен, а за все учиненные препятствия был даже благодарен. "Каша из топора заварена. Есть котел, топор положен. Осталось добавлять круп и специй, – с жаром говорит он. – В эти дни все давало нам понять, что мы правы. Государственный режим закрыл музей на санитарный день – спасибо ему! Государственный режим устроил двойной кордон ГИБДД и переписал каждого – спасибо ему! Они доказали, что надо делать, надо свободно, дискуссионно, творчески производить выплеск своего, изучение чужого, сравнивать, сталкивать... Нужен этот фестиваль, нужен!"
Что касается музея "Пермь-36", то здесь единодушия не было. Большинство считает – согласиться на передачу некогда общественной институции в руки государства было ошибкой, но теперь ее не исправить. Некоммерческой организации "Пермь-36" необходимо забрать принадлежащее ей имущество (экспонаты и архивы) и создавать новый музей, на другой площадке.
С этой идеей категорически не согласился один из создателей "Перми-36", почетный председатель пермского отделения общества "Мемориал" Александр Калих. "Эту площадку терять нельзя. Именно здесь погибали люди, здесь они страдали, здесь мы встречались с теми, кто выжил, – говорит он. – Здесь каждый камень – история! Нельзя сдавать, надо бороться с идеей бюджетной организации и доказывать, что такое дело может делать только общественность". По словам Калиха, план действий по возвращению музея в руки общественности международное общество "Мемориал" представит уже на этой неделе.
Виктор Шмыров, директор АНО "Пермь-36", и Татьяна Курина, его супруга, бывший руководитель музея, в дискуссии не участвовали. 9 августа Шмыров перенес очередную операцию на сердце.
Год назад, когда был отменен фестиваль, обозреватель РС и историк советского правозащитного движения Владимир Тольц говорил, что отмена "Пилорамы" – красноречивая иллюстрация процессов, происходящих сегодня в России:
– На фестиваль приезжают люди, интересующиеся гражданственной тематикой, текущими политическими и культурными процессами, люди самых разных взглядов. Естественно, есть некое ядро участников, которые приезжают в Пермь ежегодно. Некоторые из них в свое время сидели именно в этом лагере, "Пермь-36". Их рассказы на месте событий, а "Пермь-36" – единственный в России мемориальный комплекс на территории бывшего лагеря, – это совершенно феноменальная вещь, ни с чем несравнимая.