Ссылки для упрощенного доступа

100 лет Панамскому каналу


Панамский канал
Панамский канал

Исторический репортаж Владимира Абаринова

Александр Генис: Чтобы уравновесить одну столетнюю годовщину - 100-летие великого провала западной цивилизации, мы отметим столетний юбилей ее технического и политического триумфа: открытие Панамского канала.

У микрофона - Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Идея сооружения канала между двумя океанами возникла еще в XVI веке, но к ее практической реализации приступили лишь спустя три столетия, когда Панама была провинцией Колумбии. В Париже было учреждено акционерное общество «Всеобщая компания Панамского межокеанского канала» во главе с Фердинандом Лессепсом, руководившим постройкой Суэцкого канала. Однако проект завершился крахом и судебными приговорами. Причина неудачи Лессепса заключалась прежде всего в том, что он решил строить канал на уровне моря, а также в том, что французы не смогли справиться с малярией и желтой лихорадкой, от которых погибло около 20 тысяч рабочих. Акционерное общество разорилось. Выяснилось, что громадная часть его бюджета была потрачена на подкуп прессы и законодателей. Слово «Панама» во французском языке превратилось в синоним аферы.

После банкротства в 1889 году французской компании инициатива сооружения водного пути через Панамский перешеек перешла к Вашингтону. Когда в 1903 году парламент Колумбии проголосовал против ратификации договора об аренде полосы земли, по которой должен был пройти канал, правительство США оказало поддержку панамским сепаратистам. Панама была провозглашена независимой республикой. Вашингтон заключил с ней соглашение о сооружении канала.

Строительство было поручено Военно-инженерному корпусу вооруженных сил США. Американский проект предусматривал сооружение системы шлюзов. Что касается инфекционных заболеваний, то здесь именно в те годы произошел качественный прорыв. Кубинец Карлос Хуан Финлей и американец Уолтер Рид установили, что обе болезни переносятся комарами. Это открытие успешно применил на Кубе полковник медицинской службы Вильям Горгас, который и был назначен главным санитарным врачом стройки. Меры, предпринятые им, не имели прецедентов по размаху и эффективности ни до, ни после. Под руководством Горгаса в Панаме был проведен масштабный дренаж стоячих вод, построены водопроводы и система канализации, на огромных площадях скашивались кустарник и трава, в очагах размножения комаров были распылены сотни тысяч галлонов веществ, убивающих личинки. Малярия и желтая лихорадка были побеждены на всей территории Панамы.

Соединенные Штаты потратили на строительство канала 375 миллионов долларов – по нынешнему курсу это 8 миллиардов 600 миллионов. Сто лет назад - 15 августа 1914 года -по каналу прошло первое судно: американский грузовой пароход «Анкон», участвовавший в сооружении канала.

После второй мировой войны отношения США и Панамы начали портиться. В Панаме все громче раздавались требования распространить панамский суверенитет на Зону канала. Эти требования стали особенно настойчивыми после Суэцкого кризиса, завершившегося национализацией Суэцкого канала. Соединенные Штаты поддержали тогда Египет. 9 января 1964 года в Зоне канала прошла студенческая акция протеста, вылившаяся в кровопролитное столкновение. Жертвами инцидента стали 21 панамец и четверо американских солдат. После этого президент Линдон Джонсон начал переговоры с правительством Панамы о пересмотре экстерриториального статуса канала. Менялись президенты, а переговоры все шли. В 1976 году проблема канала стала одной из главных тем президентской кампании. Вот отрывок из телевизионных дебатов кандидата демократов губернатора Джорджии Джимми Картера и тогдашнего президента Джеральда Форда.

- Губернатор Картер, большинство вопросов, которые я получил перед этими дебатами, касались Панамы. Готовы ли вы в качестве президента подписать договор, в соответствии с которым после определенной даты административный и экономический контроль за Зоной Панамского канала будет передан Панаме, а оборона Зоны станет совместной? Именно в этом, насколько я понимаю, заключается позиция, которую Соединенные штаты заняли в 1974 году.

Джимми Картер: Я никогда не откажусь от полного или практического контроля над Зоной Панамского канала, но я продолжу переговоры с панамцами. Когда в начале ХХ века, при президенте Теодоре Рузвельте, был подписан первоначальный договор, Панама сохранила суверенитет над Зоной, а мы получили контроль. Я намерен продолжать переговоры. Я уверен, что мы можем разделить ответственность с Панамой. Я намерен повысить размер платежей за перевозку товаров по каналу. Я, возможно, даже сокращу наше военное присутствие в Зоне Панамского канала, однако я не собираюсь в обозримом будущем уступать практический контроль над Зоной Панамского канала.

Джеральд Форд: Соединенные Штаты должны и будут пользоваться неограниченным доступом к Панамскому каналу. Соединенные Штаты должны поддерживать оборонный потенциал Панамского канала. И Соединенные Штаты обязаны защищать наши национальные интересы в Зоне Панамского канала. Переговоры о Панамском канале начались при президенте Джонсоне и продолжаются по сей день. Я считаю, переговоры должны продолжаться. Но существуют определенные принципы, которых мы должны придерживаться и которые я только что изложил.

Владимир Абаринов: Президент Картер выполнил свое предвыборное обещание. 7 сентября 1977 года в Вашингтоне в присутствии лидеров стран, входящих в Организацию американских государств Джимми Картер и глава Панамы генерал Омар Торрихос подписали два договора, в соответствии с которыми в полдень 31 декабря 1999 года Панама получала полный суверенитет над Зоной канала.

Джимми Картер: Мы находимся здесь для того, чтобы участвовать в подписании договоров, которые обеспечат мирное, процветающее и безопасное будущее международного водного пути, имеющего для всех нас огромное значение. Но суть договоров даже еще больше. Они демонстрируют уверенность Соединенных Штатов в том, что справедливость, а не сила должна лежать в основе наших отношений с государствами мира. Только такое соглашение между двумя нациями будет продолжительным и послужит интересам обеих наций. Новые договоры именно таковы. А будучи гарантией нейтралитета Панамского канала, договоры также отвечают интересам каждой страны, которая пользуется каналом. И потому соглашение представляет собой новую форму партнерства, направленного на то, чтобы эта жизненно важная водная артерия по-прежнему хорошо управлялась, была безопасной и открытой для судов всех стран, сегодня и в будущем.

Владимир Абаринов: Президент направил договоры на ратификацию в Сенат. В США началась бурная дискуссия. Ее кульминацией стали публичные дебаты публициста Уильяма Бакли-младшего и Рональда Рейгана, бывшего губернатора Калифорнии, который годом раньше впервые участвовал в президентских выборах, но проиграл партийную номинацию Форду и готовился повторить попытку. Оба спорщика стояли на консервативных позициях, но в вопросе о канале придерживались противоположных мнений. Уильям Бакли построил свою речь в пользу ратификации договоров на верности американским принципам и идеалам.

Уильям Бакли: Голосовать за них не значит отказаться от внешней политики Теодора Рузвельта. Голосовать за них не значит поддержать внешнюю политику президента Картера. Голосовать за них не значит показать, что мы испугались угроз Омара Торрихоса. Голосовать за них не значит, что мы стремимся удовлетворить пожелания ООН, которая посвятила себя деколонизации повсюду в мире, кроме стран, где властвуют коммунисты. Договоры не означают, что мы питаем какие-то иллюзии относительно главы правительства Панамы или стабильности его режима. Мы осведомлены о задушевной дружбе генерала Торрихоса и Фиделя Кастро. Ничто не должно препятствовать нашей решимости отстаивать суверенитет и свободу Соединенных Штатов, и нам нет необходимости демонстрировать свою мужественность – это занятие для павлина, а не льва. Перед нами великий соблазн. Заслуживают ли доверия наши обещания союзникам? Верим ли мы в права человека? Верим ли мы в суверенитет – даже в суверенитет маленькой страны с ресурсами, которыми мы можем пользоваться, но не можем отнять? Мы должны испытывать удовлетворение от того, что это соглашение соответствует идеалам, к которым мы стремимся, а также от того, что в этот исторический момент мы ратифицируем договоры, которые укрепляют нашу безопасность и нашу самооценку.

Владимир Абаринов: Рональд Рейган смотрел на проблему прагматически.

Рональд Рейган: В 1956 году Насер расторг договор Египта с Британией и захватил Суэцкий канал. Он также нарушил договор, гарантирующий всем нациям право пользования этим каналом. Когда Великобритания, Франция и Израиль направили свои войска против Египта, Соединенные Штаты заявили, что они не должны нарушать Устав ООН, и они отступили. Суэц стал египетским, с нейтралитетом канала было покончено. По каналу было запрещено движение судов, направляющихся в Израиль или из Израиля. Если мы станем жертвой экспроприации, как стали британцы в 1956-м, предпримем ли мы действия, в праве на которые мы отказали другим странам? Не думаю. Новый договор о нейтралитете ясно говорит о том, что в случае войны наши враги будут пользоваться точно таким же доступом к каналу, что и мы. Протокол к договору идет еще дальше. Он разрешает всем странам, таким, например, как Советский Союз или Куба, стать участниками протокола.

Владимир Абаринов: Договор в итоге был ратифицирован. 31 декабря 1999 года, как и было предусмотрено договорами, Панамский канал перешел под суверенитет Панамы. Еще до этого Панама провела тендер на право управления каналом. Его выиграла китайская компания, которая и управляет им сегодня. А в декабре 2008 года по каналу впервые прошел российский военный корабль «Адмирал Чабаненко», принимавший участие в совместных с Венесуэлой учениях в Карибском море.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG