Ссылки для упрощенного доступа

Расследование взрыва на Пушкинской может быть прекращено


8 августа 2000 года, Пушкинская площадь
8 августа 2000 года, Пушкинская площадь

В ближайшее время Московская прокуратура может прекратить уголовное дело о взрыве в переходе на Пушкинской площади, прогремевшем 8 августа 2000 года. Такое заявление сделал прокурор Москвы Юрий Семин на состоявшейся вчера пресс-конференции.


Взрыв в подземном переходе на Пушкинской произошел 8 августа 2000 года в 17 часов 58 минут - это время зафиксировали очевидцы, которые оказались в тот момент рядом с местом трагедии. Взрыв разрушил торговые павильоны и частично повредил конструкции перехода: 13 человек погибли и 118 получили ранения различной степени тяжести, в том числе дети.


В ходе расследования было установлено, что к торговому павильону подошли двое неизвестных мужчин, которые под предлогом обмена валюты в ближайшем обменном пункте оставили у палатки портфель-«дипломат» и полиэтиленовый пакет. Свидетели видели их выбегающими из подземного перехода за минуту до взрыва. Теперь в переходе нет обменных пунктов, о взрыве в подземном переходе напоминает лишь мемориальная доска, ее повесили здесь на 40-й день после трагедии, и запрет на продажу во всех подземных торговых точках Москвы горючих веществ, в том числе спичек и зажигалок. В 2000-м поговаривали, что, если бы не они, вызванный взрывом пожар был куда меньше.


За 6 лет следователям так и не удалось выяснить, кому и для чего потребовалось взрывать переход. В первые дни после случившегося активно обсуждалась версия теракта, однако очень скоро от нее отказались и все чаще стали говорить, что взрыв стал результатом конфликта за право торговать в этом переходе. Однако спустя шесть лет прокурор Москвы Юрий Семин, отвечая на вопросы журналистов о ходе расследования этого происшествия, неожиданно вновь заговорил о чеченском следе: «Дело по Пушкинской я знаю хорошо, прошло много лет, оно еще живое, хотя, на мой взгляд, исполнители уже вряд ли живые. Есть у нас такая информация. Наверное, все-таки это было, скорее всего, связано с чеченским следом и, наверное, оно будет приостановлено. Более конкретно не готов сейчас сказать. Я думаю, может быть, через какое-то время мы к нему вернемся, когда будем это дело... год когда пройдет, мы, наверное, еще его раз посмотрим и тогда определимся. Поэтому сейчас я не готов сказать. Я пять лет примерно к этому делу не прикасался», - сказал прокурор Москвы.


Московские правозащитники не готовят на сегодня никаких акций. « Тот представитель прокуратуры - он же сказал, что дело, мол, закрыто, потому что все подозреваемые в нем мертвы, следовательно, искать уже некого. Но это не совсем резонная причина. Потому что, наверное, не все мертвы. Может быть, те люди, которые взрывчатку подкладывали, они и мертвы, но редко так бывает, чтобы все причастные успели за это время погибнуть. Поэтому недостаточно оснований для приостановки дела. Но я думаю, что просто у них не было перспективы уже дальше что-то найти. Много же нераскрываемых дел. Я не думаю, что это решение имеет какой-то политический смысл. Хорошо помнится, что сразу стали говорить, немедленно просто, о том, что там есть чеченский след, событие стало просто еще одним эпизодом в разговорах о чеченском терроризме», - г оворит директор информационного аналитического центра «СОВА» Александр Верховский .


«Я должен сказать, что этот взрыв прошел мимо нашего правозащитного движения "За права человека", горячей линии нашей. Возможно, это связано с тем, что это действительно носит чисто криминальный характер. Никто из пострадавших к нам не обращались. Я должен сказать, что мне не известна ни одна правозащитная организация в Москве, которая, может быть, принимала бы в этом участие», - продолжает известный правозащитник Лев Пономарев.


На 40-й день после трагического происшествия была установлена памятная доска в память о погибших, а два года спустя открыта мемориальная стена.


Пушкинская площадь по-прежнему остается одним из самых популярных в Москве местом встреч. Но многие признаются, что, хотя и не были здесь во время трагедии, с тех пор не любят спускаться в тот самый переход. А если и приходится - невольно стараются пройти его как можно быстрее.


XS
SM
MD
LG