На встречу были приглашены главы государств и правительств почти всех 54 стран Северной и "черной" Африки. Среди главных тем: частные и государственные инвестиции в энергетику и сельское хозяйство, развитие торговли, строительство транспортной инфраструктуры в Африке, вопросы банковской сферы. В число обсуждаемых проблем попали также борьба с распространением ВИЧ, права ЛГБТ и подготовка нового поколения администраторов и политиков для африканских демократий.
Саммит не будет, строго говоря, всеафриканским. На него не позвали Центральноафриканскую республику, Эритрею, Судан и Зимбабве. Все они занесены США в разряд стран-изгоев. По неизвестной причине не приедет в американскую столицу король Марокко Мухаммед VI. Президент Египта Абдул-Фаттах ас-Сиси отклонил приглашение участвовать в форуме, так как оно пришло с большим опозданием. Причина задержки заключалась в том, что членство Египта в Организации африканского единства, приостановленное по следам государственного переворота, было восстановлено лишь в июне. На днях стало известно, что саммит пропустят также руководители Сьерра-Леоне, Гвинеи и Либерии: острейший кризис, вызванный вспышкой эпидемии вируса Эбола, требует их присутствия на родине.
Главным экономическим вопросом на саммите будет судьба принятого еще президентом Клинтоном "Закона о содействии торговле с Африкой"
Многие страны Африки испытывают давление со стороны воинствующих исламистских организаций, что вызывает беспокойство США. В Джибути, Эфиопии, Нигере развернуты подразделения американского спецназа, там созданы пункты базирования разведывательных и боевых беспилотников. Тем не менее европейские лидеры жалуются, что Пентагон мало чем помог Франции с подавлением мятежа исламистов в Мали. В качестве контрдовода Пентагон указывает на роль американских ВВС в инициированной Францией и Англией ливийской кампании, приведшей к свержению режима Каддафи.
Однако встреча, подобная вашингтонской, с большим числом участников плохо подходит для обсуждения деликатных военно-стратегических проблем или деталей совместных антитеррористических операций. Не говоря уже о том, что подобные темы просто-напросто пугают сверхосторожных бизнесменов. Поэтому в центре внимания хозяев и гостей саммита будет находиться экономическая проблематика.
Лишь 1% прямых иностранных инвестиций американского бизнеса приходится на Африку. Администрация Обамы считает это аномалией и будет пытаться устранить ее. Своими соображениями с Радио Свобода поделилась аналитик фонда "Наследие" Шарлот Флоранс:
– Главным, на мой взгляд, экономическим вопросом на саммите будет судьба принятого еще президентом Клинтоном при поддержке республиканцев "Закона о содействии торговле с Африкой". Действие этого билля вскоре истекает, а голосование по его пролонгации пока не назначено. Если европейцы выстраивают свои отношения с Африкой на основе равноправия, то этот закон, сферу которого Белый дом хочет расширить, является откровенно дотационным: он освобождает от всяческих таможенных пошлин большую часть экспорта в США сорока стран африканского континента.
Удельный вес Африки в американском импорте небольшой, примерно 2%, из коих львиная доля принадлежит нефти, рассказала Шарлот Флоранс. Однако ряду компаний "Закон о содействии торговле с Африкой" принес солидные прибыли. Среди них – производители одежды в Кении или германские автостроители, собирающие в Южной Африке машины для американского рынка.
Америка практически не конкурировала на континенте с европейскими державами. Допускаю, что сейчас это может измениться
Эксперт фонда "Наследие" обращает также внимание на одну "институциональную" проблему, обсуждению которой наверняка будет уделено много времени на грядущем саммите: выживание Экспортно-Импортного банка, который кредитует заметную часть торгового оборота США. Правое крыло Республиканской партии в Конгрессе желает закрыть банк, поскольку он якобы паразитирует на американских налогоплательщиках, предоставляя льготные займы и кредитные гарантии своим и без того богатым бизнес-клиентам. Администрация Обамы указывает, что республиканцы, известные приверженностью свободной торговле, превращаются в сторонников антиглобализма. Если банк закроется, американские компании потеряют выгодные контракты, которые достанутся их конкурентам из Германии, Китая и Индии, заявляет Белый дом. Учитывая, что шесть из десяти наиболее динамичных экономик мира находятся в Африке, администрация надеется на поддержку бизнес-сообществом ее попыток сохранить Экспортно-Импортный банк. Шарлот Флоранс допускает в ближайшее время существенный передел сфер бизнес-влияния на Африканском континенте:
– Ни до, ни после того, как Африка сбросила колониальное иго, Америка практически не конкурировала на континенте с европейскими державами. Допускаю, что сейчас это может измениться. Более актуальным, однако, является китайский фактор. Несомненно, Вашингтон волнуют частые встречи в Пекине китайских и африканских лидеров, подписываемые на них договоренности, которые позволяют КНР монополизировать добычу и вывоз ряда важных сырьевых ресурсов "черного континента". Является ли грядущий саммит, по большому счету, антикитайским, нежели всеафриканским, как утверждают некоторые комментаторы? Ответ на этот вопрос дадут гости президента Обамы, когда они соберутся в Вашингтоне.
Как пишет журнал "Экономист" (The Economist):
"После Второй мировой войны США пошли на огромный риск, экономический и военный, вложив колоссальные суммы в восстановление хозяйственных и политических институтов многих стран Европы и Азии и взяв на себя бессрочные обязательства защищать их от внешней агрессии. Риск окупился сполна, о чем свидетельствует хотя бы тот факт, что из сегодняшних 15 основных торговых партнеров Америки 11 были в прошлом получателями ее экономической помощи.
Америку в глазах африканцев от Европы выгодно отличают высокий предпринимательский дух и то, что она не замарана пятном колониализма. Сравнение же с бизнесменами из Поднебесной, с точки зрения африканцев, янки выигрывают благодаря своей толерантности
Сыграет ли Америка столь же важную роль в либеральном преобразовании последнего неосвоенного массового рынка в Африке, чье население, по расчетам, должно удвоиться к 2050 году? Или уступит его Европе и Китаю? Америку в глазах африканцев от Европы выгодно отличают высокий предпринимательский дух и то, что она не замарана пятном колониализма. Сравнение же с бизнесменами из Поднебесной, с точки зрения африканцев, янки выигрывают благодаря своей толерантности: открывая предприятия в Африке, американцы набирают местных работников и постепенно продвигают их в управленцы, так что, накопив опыт, они смогут работать в любой точке планеты. Менеджмент же китайских предприятий комплектуется исключительно из национальных кадров. Многие африканцы отдают предпочтение США перед Европой и Китаем еще и потому, что их инвесторы, согласно американским законам, обязаны строжайшим образом придерживаться отечественного экологического и трудового законодательства. Не говоря уже об антикоррупционных нормах, применение которых во взаимодействии с местными чиновниками и бизнесменами ослабляет влияние клептократов.
С другой стороны, политика любой американской администрации в отношении Африки вынуждена базироваться на смеси идеализма и коммерческого расчета, и это делает ее зыбкой и непредсказуемой. Белому дому совсем не просто балансировать интересы очень разных кругов: консервативных республиканцев в Конгрессе, связанных с организациями христиан-миссионеров, работающими в Африке; левого крыла Демократической партии, агитирующего за увеличение помощи бедным; симпатизирующих бизнесу центристов из обеих партий. Несмотря на политические сложности, президентам порой удается продвинуть очень важные инициативы. Так, Джордж Буш-младший снискал бесконечную благодарность африканцев, проведя через Конгресс "Экстренный план помощи больным СПИД".
Аналитик фонда "Наследие" Шарлот Флоранс осведомлена о планах президента Обамы в том, что касается частных и государственных инвестиций в Африке:
Страны небогатые, но пристойно управляемые, являются, с точки зрения Госдепартамента США, первейшими кандидатами на получение американской помощи
– У участников саммита, согласно заявлениям Белого дома, будет возможность подписать контракты на общую сумму как минимум $900 миллионов. $498 миллионов бюджетных средств будут переданы Гане на расширение и модернизацию энергосистемы. Госдепартамент с недавних пор очень активно продвигает Гану как пример для подражания за ее верность принципам демократического администрирования. Страны небогатые, но пристойно управляемые, являются, с точки зрения Госдепартамента США, первейшими кандидатами на получение американской помощи. Заручившись политическим одобрением Вашингтона, они смогут легче привлекать в свою экономику внушительные частные инвестиции. Американское государственное финансирование пойдет также на проекты, направленные на расширение автодорожной инфраструктуры в Африке, что должно ощутимо облегчить сельхозпроизводителям доставку продукции на рынок. И, в целом, увеличить внутриафриканские торговые потоки. Администрация Обамы делает ставку на то, чтобы помочь Африке стать самодостаточной в сельском хозяйстве, а не зависеть от поставок американских фермеров. Нет худа без добра: вспышка Эболы привлечет к открывающемуся вашингтонскому саммиту огромное внимание прессы, и у президента будет прекрасная платформа для того, чтобы донести до сограждан свое видение будущего американо-африканского сотрудничества.
Судьбы мира, может быть, и не решаются в Африке, но успехи или неудачи Америки на этом континенте в немалой степени определят ее глобальный рейтинг
Две трети населения "черной Африки", или в общей сложности 600 миллионов человек, не имеют сегодня доступа к электричеству, что, по оценке администрации Обамы, является одним из главных факторов, тормозящих экономическое развитие континента. Отсюда и повышенный интерес к финансированию строительства объектов энергосистемы в Африке, но с упором на "зеленые" технологии, которые администрация в приоритетном порядке пытается развивать и в самих США. Этот экспорт "низкоуглеродного американского идеализма", замечает эксперт фонда "Наследие" Шарлот Флоранс, не по душе некоторым африканским странам, которые хотят ускоренно создавать новые производственные мощности, даже если их будут питать столь нелюбимые американскими экологами и частью конгрессменов-демократов источники энергии, как уголь или супермощные гидроэлектростанции.
Еще несколько недель назад проблема дискриминации ЛБГТ-сообщества в Африке не стояла в повестке дня вашингтонской встречи, но благодаря нажиму на Белый дом американских и африканских организаций секс-меньшинств этот пробел был устранен. Более того, Верховный суд Уганды на днях признал антиконституционным закон, ужесточающий наказание геев и лесбиянок. Многие теперь полагают, что объявление этого решения в канун саммита было не случайным.
Еще один гуманитарный вопрос, включенный в повестку форума, – это вклад США в подготовку следующего поколения африканских лидеров. Администрация Обамы выделила бюджетные средства на эти цели, сославшись на непропорционально большой вес молодежной когорты в общей демографической картине континента.
Автор упомянутой выше статьи в журнале "Экономист" (The Economist), посвященной перспективам сотрудничества США и Африки, завершает ее на скептической ноте:
"Проблема в том, что трансформация такого масштаба, которая нужна Африке, потребует от Соединенных Штатов как основного спонсора недюжинной целеустремленности, терпения и уверенности в собственных силах; достанет ли их стране, пронизанной сегодня духом изоляционизма? Чурающейся риска, погруженной в себя, боящейся перемен, что свойственно всем былым великим державам? Судьбы мира, может быть, и не решаются в Африке, но успехи или неудачи Америки на этом континенте в немалой степени определят ее глобальный рейтинг".