"70% преступности из-за мигрантов своих граждан надо жалеть, а не всякий сброд домой нах*й езжайте эту шушеру аульскую мне не жалко отнимают рабочие места аффтору желаю новых госсзаказов, авось до пенсии перебьется белые люди – русские показывали этим чуркам как надо работать ну мы прям щас разрыдаемся, ей Богу тссс бедняжки так замерзли" – это из комментариев к публикациям о проекте "В холоде". Прошел месяц с тех пор, как я этот проект запустила. За это время публикации о проекте в разных медиа собрали много-много комментариев. Их общий смысл – в первой фразе к этому посту. Я чувствую, что у комментирующих к таджикам очень много вопросов. Я собрала самые наболевшие.
#1 ТАДЖИКИ ЗАНИМАЮТ НАШИ РАБОЧИЕ МЕСТА
Я работаю с 16 лет. Сидела с детьми, работала репетитором английского и математики. На втором курсе устроилась по специальности, дизайнером в жуткое рекламное агентство, где не было даже чайника и воды, а дизайнеры сидели лицом к стене, и наушниками нельзя было пользоваться. Мы делали упаковки для «Карусели» и «Пятерочки», а когда выходили курить, появлялась директор и говорила: вы здесь покурить или поговорить. С 16 лет мне никто не давал ни разу денег. У меня уже 8 лет своя дизайн-студия, а нашу школу графдизайна закончили 238 студентов. Когда надо, я могу работать 43 часа без перерыва. И я не боюсь, что кто-то отнимет мое рабочее место. Я думаю, нужно просто хорошо и много трудиться. И ничего не бояться.
#2 ПОЧЕМУ ОНИ У СЕБЯ НЕ СТРОЯТ, А К НАМ ПРИЕЗЖАЮТ, ПУСТЬ ЖИВУТ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Если в России есть таджики в определенном количестве, это значит только одно: они здесь нужны и востребованы. Не лично вам, а этой системе. Если в России они были бы не нужны, их бы здесь не было. Каждый таджик приносит государству деньги. В России ежегодно находится около 1,5 миллиона граждан Таджикистана, каждый из них платит в год 10 тысяч за регистрацию + 30 тысяч за разрешение на работу + 5 тысяч за подтверждение знания русского языка, итого по 45 тысяч просто вынули и положили на стол полтора миллиона человек в год. Для трудовых мигрантов создана целая внеправовая вселенная, специальная зона, в которой они ничем и никем не защищены, им не у кого спросить и ничего не доказать, а пока то да се, они строят наши города и дороги. Иногда бесплатно. Нахождение таджиков в России, равно как и невозможность развивать и предоставлять рабочие места у них дома – дела государственные, и это не наша игра. Мигранты приезжают потому, что можно; они приезжают, чтобы выживать. Это все. Спрашивать у них, почему они не строят ГРЭС у себя дома – все равно что спрашивать у меня, почему я не добываю уголь во дворе, чтобы поставить чайник.
#3 ОНИ СМОТРЯТ НА НАШИХ ЖЕНЩИН
Сиськи – это сиськи, на них смотрят везде: в России, во Франции, в Германии, в Сербии и даже в Америке. Просто смотрят по-разному, потому что разный культурный код
Давайте так: для тех, кто мало знает женщин. Если женщина показывает сиськи или ноги, она хочет, чтобы на нее смотрели. Если она не хочет, чтобы на нее смотрели, она одевается скромно и ничего не показывает. Значит, важно, кто смотрит, то есть я не хочу, чтобы смотрел таджик, хочу, чтобы смотрел француз с набитым улитками и Cristal-ом ртом. Сиськи – это сиськи, на них смотрят везде: в России, во Франции, в Германии, в Сербии и даже в Америке. Просто смотрят по-разному, потому что разный культурный код. Простой парень из русской деревни, приезжая в город, не смотрит так упорно, потому что в русской деревне он уже видел – около бани, в огороде, на речке. А таджикский парень не видел, ему уже 23, а он никогда не видел. И ему до чертиков интересно. Вам кажется это противоестественным? Мне нет. Мне 29 лет, за это время в общей сложности я прожила 3 месяца в Грузии, 3 месяца в Азербайджане, месяц в Таджикистане и месяц с андалузскими цыганами. Абсолютно одна. За это время никто и никогда, ни одним словом и ни одним поступком не задел моего представления о достоинстве, потому что я уважаю чужую культуру, а люди все чувствуют, если ты боишься, они делают шаг вперед.
#4 НАШИ ДЕТИ БУДУТ УЧИТЬСЯ С ИХ ДЕТЬМИ В ОДНОЙ ШКОЛЕ
Если бы разные этнические группы не смешивались, то красивая человеческая порода покрылась бы аномалиями. Если для нас чужды проявления другой культуры на своей территории, то давайте закроем Эрмитаж, 95% ресторанов и перестанем пользоваться нулем. Если нам интересны только выдающиеся проявления, то именно это называется фашизмом.
#5 ОНИ СПЯТ НА ПОЛУ, ПОЧЕМУ МЫ ДОЛЖНЫ ИХ УВАЖАТЬ
Весь традиционный мир от Ближнего Востока до Юго-Восточной Азии спит на полу. Человек на полу спит только нужное ему количество часов, ровно столько, сколько ему дает земля. Это часть культуры. Мы привыкли мыслить в определенной сетке, как будто сформированной цивилизованным и благополучным Западом. Но кто на самом деле ее обозначил, как она образовалась? Мы знаем, что должны жениться и рожать детей, ходить в школу, что у завидного жениха обязательно должно быть MBA и квартира. There’s knowledge but not wisdom ("это есть знание, но не мудрость"), говорят буддисты, понимающие по-английски.
Кто сказал, что знать пять языков лучше, чем вырастить пять баранов? Кто придумал правило, по которому мы считаем, что кто-то лучше или умнее другого?
Кто сказал, что знать пять языков лучше, чем вырастить пять баранов? Кто придумал правило, по которому мы считаем, что кто-то лучше или умнее другого? Что такое ум? Интеллект? Шпенглер писал, что вытекаемость одной эпохи из другой, их преемственность и цельность развития искусственны, а значит, и формирование опыта и ценностей – условны. Это как миф о создании. Система координат, заданная для удобства.
Совершенно точно, что комментирующие на каждое мое слово дадут свой ответ. Но я не хочу затевать диалог. Мое убеждение: каждому человеку нужно каждый день брать щетку, чтобы утром и вечером чистить себя. Чистка мигрантских общаг не поможет стать счастливее – ни нам, ни нашим детям, ни этой стране. У меня свое игровое поле, я на нем играю, и мне пока чувствуется, что жизни будет мало, чтобы на этом газоне все выросло красиво и высоко. Поэтому меня не трогает, что там у других, мне не интересно обсуждать, как соседи неправильно поливают свои огурцы, мне бы свои засолить, потому что это мое зимнее воскресенье, когда я буду их есть с вареной картошечкой. Ваши дети не станут улыбаться чаще и искреннее от того, что с ними в садик не пойдут таджикские дети, ваша зарплата не повысится, ваши сотрудники не станут работать лучше, ваша жена не станет вкуснее готовить или чаще вас целовать, а в Мариинке не будут показывать меньше балета. Или ваше личное счастье не в этом? Подумайте о том, что вы завтра утром встанете с кровати, и ваш мир зависит только от того, что вы делаете, говорите и думаете каждую минуту. Верьте в это, любите и вспахивайте, говорите доброе утро, улыбайтесь и благодарите бога за небо, а таджики ни при чем.
Ксения Диодорова – график-дизайнер из Петербурга, автор независимого культурологического проекта "В холоде"