Ссылки для упрощенного доступа

20-летнее политическое чутье


Александр Лукашенко, июнь 2014 года
Александр Лукашенко, июнь 2014 года

Двадцать лет назад Александр Лукашенко принял присягу в качестве первого президента независимой Белоруссии

20 июля 1994 года на первых в истории независимой Белоруссии президентских выборах в 1994 году победу одержал тогда еще 39-летний депутат Верховного совета, председатель совхоза Александр Лукашенко. В первом туре, в котором участвовали 6 кандидатов, Лукашенко набрал 45 процентов голосов, а во втором с разгромным счетом победил тогдашнего премьер-министра Вячеслава Кебича, набрав 80 процентов.

Уже через два года Лукашенко разогнал парламент и изменил на референдуме конституцию страны, максимально расширив свои полномочия. За 20 лет президентства в стране исчезали оппозиционеры, сотни людей, в том числе бывшие кандидаты в президенты, становились политзаключенными, население Белоруссии сократилось почти на 10 процентов, Лукашенко ругался с Западом и подписывал многочисленные интеграционные соглашения с Россией. После референдума в 1995 году русский язык стал вторым государственным наряду с белорусским, в школах и вузах фактически все обучение было переведено на русский, национальная символика была запрещена. В то же время в стране за 20 лет почти всегда был немалый экономический рост, строились агрогородки, основные промышленные гиганты остались в руках государства.

Аналитик Валерий Карбалевич, автор книги "Александр Лукашенко. Политический портрет", называет 4 причины политического долголетия белорусского президента:

– Если говорить о причинах устойчивости и политического долголетия режима Александра Лукашенко и шире – о белорусской социальной модели, то первая – это огромная финансовая поддержка России, за счет льготных цен на энергоресурсы, кредитов. Можно также напомнить о военной, политической, дипломатической поддержке. Эксперты считают, что за это время объем помощи составил свыше 100 миллиардов долларов. Естественно, без этой помощи белорусская модель не могла бы выжить. Вторая причина – то, что белорусская социально-политическая модель является достаточно комфортной для минимум половины белорусов. И поэтому это выражается в электоральной поддержке Лукашенко во время выборов. Третья причина – это жесткость авторитарного режима, который подавляет всякую альтернативу. Оппозиция загнана в политическое гетто, и не является серьезным субъектом политики. Если бы такого жесткого подавления не было, то оппозиция могла бы навязать Лукашенко серьезное сражение. И, наконец, четвертая причина – это политический талант Александра Лукашенко. Он умеет выступать перед публикой, умеет общаться со своим электоратом, у него развитое политическое чутье, которое реагирует на опасность и умеет ее заблаговременно нейтрализовать.

Валерий Карбалевич считает, что политическое будущее авторитарного лидера Белоруссии практически невозможно предсказать, однако отмечает, в чем главная угроза власти Лукашенко:

– Главным уязвимым местом этого режима является экономика. Такие левые режимы эгалитарного типа экономически неэффективные. Белорусская экономика фактически не производит прибыли и выживает только за счет внешней помощи. Лукашенко, кстати говоря, понимает эту опасность, часто об этом говорит, но ничего сделать не может, поскольку на экономические реформы он не готов. И поэтому сегодня политическое выживание Лукашенко зависит от степени поддержки России, причем с каждым годом эта поддержка должна увеличиваться.

Валерий Карбалевич отмечает: социологические опросы показывают, что значительная часть белорусов (до половины и больше) поддерживают основные аспекты политики Лукашенко и разделяют политические и социальные ценности, которые он провозглашает.

Как долго еще Александр Лукашенко может править Белоруссией? Вот как на этот вопрос отвечали жители Могилева:

– Сколько сможет, столько и будет управлять. Пока здоровье позволит. Такой менталитет у нашего государства. Он еще нас переживет. Здоровья у него хватает. До Брежнева ему еще далеко. У нас это все осталось от советских времен. Еще это не прижилось.

– Пока будет здоровье – будет управлять. В принципе, большинство людей он устраивает. Есть люди, которых он не устраивает. Альтернативы народ не видит. Нет альтернативы.

Я так понимаю, что он будет править, пока у нас не произойдет революция. Иначе никак.

Для меня всегда был Лукашенко. Мне сравнить не с кем его. Люди будут его выбирать, несмотря на то, что у него возраст. Я не спорю, что текучка кадров – это хорошо, но Лукашенко – с самого начала, мы к нему привыкли. Других я просто не знаю.

Мы родились – он уже был. Теперь мне скоро восемнадцать, а он все при власти. За все время его правления он, несмотря на свой возраст, подстраивается под изменения в мире. И это заметно.

Наверное, много. Все же за него голосуют. Мы не жалуемся на жизнь в Беларуси. Хуже не будет. Главное, что у нас нет войны.

Альтернативы пока не видно. Но нужен свежий поток. Те, кто виден в печати сейчас, кого показывают по телевидению, – они ему не альтернатива. У него такая роль – батюшки-царя. Если кто-то к нему попадает непосредственно, то вопросы решаются.

Лет десять еще, может. Сил у него хватает. Энергии тоже. Держит страну в порядке. У нас же люди такие – если их отпустить, то будет то же самое, что в Украине.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG