В течение пяти месяцев конфликта на Украине сотни людей в восточной части страны были взяты в плен и подверглись издевательствам и пыткам. Случаи похищений и пыток зафиксированы как со стороны пророссийских сепаратистов, так и со стороны участников Евромайдана, говорится в опубликованном в эти дни отчете "Международной амнистии".
Двадцатистраничный документ под заголовком "Захваты и пытки на востоке Украины" приводит свидетельства самих бывших пленников и наблюдения экспертов неправительственной организации, побывавших в освобожденных украинскими силовиками районах восточной Украины. Специалист по Украине в международном секретариате "Международной амнистии" в Лондоне Хизер Макгилл рассказала в интервью Радио Свобода, каким образом представителям организации удалось собрать данные для этого отчета:
– Делегация "Международной амнистии" побывала в Киеве, а затем в Мариуполе – после освобождения этого города. Там, и главным образом в Киеве, представители организации встретились с бывшими заложниками, взяли у них интервью. Кроме этого, мы связывались по телефону из Лондона с теми, кто побывал в плену у сепаратистов. Наши коллеги в киевском офисе тоже собирали свидетельства.
Речь идет не только о людях, находившихся у пророссийских сепаратистов, говорит Хизер Макгилл.
– Мы также собрали свидетельства тех, кто был задержан различными прокиевскими силами. Один из примеров – Олег Ляшко, народный депутат Украины, который взял на себя ответственность за взятие в плен сепаратистов. Так что у нас есть свидетельства о нелегальных произвольных задержаниях с обеих сторон.
Точной статистики относительно числа взятых в плен и подвергавшихся пыткам людей у экспертов "Международной амнистии" пока нет, ведь конфликт на востоке Украины еще не урегулирован. Тем не менее в отчете указывается, что речь идет о сотнях людей. По данным ООН, таковых было порядка 200 человек, правительство Украины приводит цифру 500, данные разнятся и у неправительственных организаций. По собранным у очевидцев и членов семей данным, несколько десятков человек в восточной части Украины в настоящее время все еще незаконно удерживаются в неволе.
– Точную статистику собрать сложно, потому что многие люди боятся говорить. Они боятся расправы со стороны сепаратистов, очень многие не жалуются, потому что некуда обращаться. Если вы живете на территории так называемой Донецкой народной республики, не ясно, куда вы можете направить жалобу. Люди задают нам вопрос: "К кому обращаться? К ним же? Людям, которые взяли меня в плен?" – рассказывает Хизер Макгилл.
По ее словам, одно из требований "Международной амнистии" к правительству Украины – регистрировать случаи нелегального захвата, удержания и пыток. Хотя ситуация очень тяжелая и о соблюдении процедурального порядка говорить пока трудно, несколько уголовных дел все же были заведены: "В данной ситуации сложно себе представить, что есть реальные способы расследовать подобные дела". При этом сведения о новых исчезновениях продолжают поступать фактически ежедневно:
В данной ситуации сложно себе представить, что есть реальные способы расследовать подобные дела
– Вчера я получила информацию о человеке, который исчез. Мы пытаемся сейчас связаться с его родственниками, чтобы предпринять какие-то меры, чтобы придать огласку этому делу. И таких случаев много. Десятки людей еще находятся в плену, – говорит Хизер Макгилл.
Взятие заложников – реальная проблема сегодняшней Украины. Отчет правозащитников не оставляет сомнений, что такой способ запугивания местного населения применяется в стране повсеместно, и началось все еще с Евромайдана в Киеве. В документе приводится пример захвата 21 января 2014 года в украинской столице украинского активиста Юрия Вербицкого и журналиста Игоря Луценко. Тело Вербицкого было позже обнаружено в лесу со следами насилия. Луценко удалось спастись. По словам представителя "Международной амнистии", основные подозрения пали на силы, связанные с тогдашним президентом Украины Виктором Януковичем, но неоспоримой информации о том, кем являлись похитители и убийцы, к какому политическому лагерю они принадлежали, ни у властей, ни у правозащитников до сих пор нет. Подобные случаи, отмечает Хизер Макгилл, в феврале и марте имели место в Крыму. И говорить о прекращении этой практики на Украине пока еще слишком рано.