Мурманскую региональную молодежную общественную организацию "Гуманистическое движение молодежи" вынуждают зарегистрироваться в качестве иностранного агента. Дело этой организации было направлено в суд еще в мае. По представлению прокуратуры Первомайского округа Мурманска на этой неделе состоялось второе заседание суда.
Несколько месяцев назад ГДМ проверял региональный минюст и не нашел в работе организации признаков политической деятельности. Как сообщает представитель ГДМ Татьяна Кульбакина, министерство и сейчас придерживается этой позиции.
Главная претензия мурманской прокуратуры сводится к тому, что в материалах молодежной газеты, издаваемой "Гуманистическим движением молодежи" на средства международных грантов, содержатся призывы, направленные против российской государственности. В качестве доказательства следствие представило экспертное заключение филолога Ларисы Горбань. Связаться с экспертом корреспонденту Радио Свобода не удалось, так как с июня Горбань нет в Мурманске.
Из материалов, выдвигаемых в качестве доказательства обвинения, следует, что на страницах одного из номеров молодежной газеты были помещены фотографии с изображениями роботов, требующих "неких свобод". Арт-объект венчается фразой "За свободу".
Филолог Лариса Горбань приходит к выводу, что объекты, изображенные на фотографиях, представляют собой "говорящие знаки препинания", а в многократном требовании "свобод" содержатся "скрытые призывы к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации".
Как настаивает представляющий интересы "Гуманистического движения молодежи" адвокат Александр Передрук, статус данного документа не совсем понятен. Во время заседания обвинение настаивало на том, что это не экспертиза, не заключение специалиста, а именно "исследование эксперта-лингвиста". Каким статусом обладает документ для суда, почему обратились именно к этому эксперту, какие задачи стояли перед исследованием и какова была ответственность автора, остается непонятным, подчеркивает Передрук.
"Одно дело – захотеть заставить молодежную организацию зарегистрироваться в качестве "иностранного агента", другое – доказать не только наличие иностранного финансирования, но и то, что организация действовала в интересах другого государства, а ее деятельность направлена против интересов РФ и на оказание влияния на правоохранительные органы и Правительство РФ", – комментирует ситуацию представитель норвежской экологической организации Bellona, выступающей в этом процессе в качестве иностранного наблюдателя, Анна Киреева:
– Обвинение абсолютно уверено, что газета тиражом в 500 экземпляров может оказывать серьезное влияние на формирование общественного мнения, но не смогло представить ни одного человека, на которого было оказано подобное влияние. Также не было представлено ни одного факта в доказательство того, что материалы молодежной газеты повлияли на решения, например, правительства России. Настаивая на том, что ГДМ действовало в интересах другого государства, обвинение договорилось до того, что молодежная организация проводила свою деятельность в интересах Голландии, поскольку газета издавалась на грант консульства Нидерландов. Какие именно интересы Нидерландов преследовались, выяснить также не удалось, – подчеркивает Анна Киреева.
Любопытно, что на момент подачи иска в мае этого года порядок вступления НКО в реестр "иностранных агентов" был уведомительным и добровольным. Организацию можно заваливать штрафами, принудительно ликвидировать или приостановить деятельность, но суды не имеют полномочий объявлять НКО "иностранными агентами". Единственный орган, который наделен таким правом, – Минюст, который ранее не нашел признаков политической деятельности в действиях ГДМ.
Пока председательствующая в процессе судья Елена Земцова вынесла решение о необходимости проведения комплексной психолого-лингвистической экспертизы.