На этой неделе состоялось первое заседание нового Европарламента, избранного в конце мая. Среди его депутатов заметно больше представителей евроскептических и популистских партий. Многие из них – сугубо "вождистские", это группировки, сложившиеся вокруг ярких и популярных лидеров вроде Беппе Грилло в Италии, Герта Вилдерса в Нидерландах или Марин Ле Пен во Франции. Их успех сопровождается относительным упадком привычных центристских партий европейского мейнстрима.
Почему так происходит? Что это – просто усталость избирателя от традиционной парламентской политики или же более глубокая перемена настроений? Как используют "новый вождизм" в своих целях политики, вроде бы далекие от радикализма, вроде нынешнего итальянского премьера Маттео Ренци? Почему понятия "коррупция" и "олигархия" зачастую становятся неотделимыми от понятий "власть" и "политика", и является ли подъем популистских вождей эффективным средством борьбы с недугами европейской политики?
Почему среди европейских популистов распространены симпатии к Владимиру Путину? Может ли президент России служить "ролевой моделью" для нового поколения политиков-вождей в Европе? Можно ли говорить о попытке популистов возглавить бунт "широких народных масс" против леволиберальных ценностей, все больше ассоциирующихся с элитарностью и "оторванностью от народа"? В чем сильные и слабые места современного либерализма?
Об этих и других актуальных проблемах европейской политики рассуждают участники Проекта Европа и гость – главный редактор "Русского журнала" Александр Морозов.